СюжетыКультура

Форточка в будущее

12 августа в старинном Выборге открылся ХХ фестиваль российского кино «Окно в Европу»

Этот материал вышел в номере № 90 от 13 августа 2012
Читать
12 августа в старинном Выборге открылся ХХ фестиваль российского кино «Окно в Европу»
Изображение

Прорубали это «окно» кинематографисты Савва Кулиш, Марлен Хуциев, Владимир Коновалов, композитор Микаэл Таривердиев, продюсеры Геворк Нерсесян и Андрей Симонов. Было это в начале 1990-х — драматической поре российского кино, когда в кинотеатрах торговали мебелью. Тогда и возникла простая и трудная идея: сообщить зрителю и оставшейся кучке прокатчиков, что отечественное кино — живо. Первыми лауреатами смотра стали «Сны» Карена Шахназарова и «Макаров» Владимира Хотиненко. На нынешнем, ХХ форуме будет устроен праздник в честь фильмов лауреатов-юбиляров.

Устроители признаются, что в этом году с выбором фильмов было трудно. Премьерные сливки сняли не только международные фестивали (новые картины Серебренникова, Балабанова отбывают в Венецию, Вырыпаева — в Рим, «Орда» Андрея Прошкина участвовала в конкурсе ММКФ), но и «Кинотавр». К тому же в результате очередной реорганизации кино индустрия замерла практически на год, поэтому картин было создано существенно меньше.

Татьяна СЕРГИЕНКО, директор программы:

— Мы кино не производим, мы его показываем. А вы сами судите, «что» и «почему» происходит с российским кинематографом. На эту тему состоятся актуальные дискуссии. О том, как странно реформируется наша киноиндустрия, о роли фестивалей. Будет традиционное для Выборга открытое заседание жюри под руководством Валерия Балаяна.

Мы не планируем пышных юбилейных празднеств, нам по-прежнему важно сохранить ощущение живого фестиваля. У нас будет концерт «В сторону Выборга» с участием пианиста Алексея Гориболя, нашего давнего партнера — Театра драмы и кукол «Святая крепость», и многих наших друзей. В отличие от других смотров, у нас прокатчики смотрят кино не в отдельных резервациях, а вместе со зрителем, вместе со зрителем они и определяются: стоит ли брать картину в репертуар?

Выборгская конкурсная программа сложилась любопытно. Шесть дебютов, несколько вторых картин, с ними соперничает 84-летний классик Виталий Мельников со старомодной лентой «Поклонница». Это романтическая драма о любовных взаимоотношениях страдающего от чахотки Чехова (Кирилл Пирогов) и начинающей писательницы Лидии Авиловой (Светлана Иванова).

Театральный режиссер Владимир Панков дебютирует в кино фильмом «Доктор». Судя по всему, он перенес на экран и переосмыслил свою саунд-драму «Doc.tor», которую с успехом играли в Театре.doc, о горестной и неказистой судьбе сельского врача. Жаль, кинозрителя не оденешь в бахилы и белые халаты, как в Театре.doc.

У дебютанта Тимура Шина за спиной не только ВГИК, но и Школа Сбербанка России, что, видимо, помогло ему на скромный бюджет снять ретрокартину из жизни 1980-х. Сюжет фильма «6» развивается в духе Войновича или Эрдмана. Писатель Снегирев узнает тайну группы товарищей, которая заключается в их бессмертии. Теперь самому Снегиреву следует выбрать: умереть или же стать бессмертным?

Документалист Георгий Параджанов дебютирует в игровом кино. Его фильм «Все ушли» рассказывает о том, как воспоминания становятся крепкими оковами, из которых никак не может высвободиться герой фильма.

Вторая игровая картина Михаила Брашинского, в прошлом известного кинообозревателя, называется «Шопинг-тур». Это каннибальский триллер с элементами комедии, в котором группа российских туристов попадает в руки (правильнее писать: «в зубы») финских людоедов. Вся «кровавая» история снята на мобильный телефон юного героя фильма. Бюджет фильма — всего $60 тысяч. В качестве оплаты некоторые члены съемочной группы получат процент от прибыли (если она будет).

«Всё просто» — полнометражный дебют Сони Карпуниной, экономиста по первому образованию и любимой ученицы Сергея Соловьева во ВГИКе. Ее романтическая комедия — о страстях и метаниях юных сверстников, пытающихся определиться с собственной целью в жизни. В фильме 26-летнего режиссера снимались опытные актеры: Александр Яценко, Константин Крюков, Агния Кузнецова и Любовь Толкалина.

Егор Баранов — также ученик Соловьева. Его первый игровой фильм «Соловей-разбойник» снят по сценарию Ивана Охлобыстина, сыгравшего главную роль бывшего клерка, решившегося ступить на разбойничью дорожку. Банда Соловья быстрее депутатов завоевывает любовь электората, потому что, несмотря на средства борьбы, не о себе думают — о людях!

Режиссер Вячеслав Яковлев сам продюсирует свой дебютный фильм «Пять звезд». О сложном переплетении пяти женских судеб сами дамы узнают… в дамской комнате. Видимо, Вячеславу Яковлеву давно хотелось рассказать эту историю.

Сергей Комаров снимал документальные фильмы. Его игровой дебют «Разговор» — камерный психологический триллер. Большая часть действия разворачивается в тюремной камере. Жена приходит на свидание к мужу, разговор между ними выворачивает всю их жизнь наизнанку. Проверяет их способность быть честными хотя бы с самими собой. Сразу после Выборга фильм Комарова отправляется на 36-й Монреальский кинофестиваль. Это большая удача для дебютанта.

Об апокалипсической «Энтропии» Марии Саакян с участием Валерии Гай-Германики и Ксении Собчак «Новая газета» писала (см. № 85 от 1.08.2012).

Заметим, что в программе «Выборгский счет» зрители смогут увидеть наиболее значимые фильмы сезона: «Орду» (фильмом Андрея Прошкина фестиваль открылся), «Жить» Василия Сигарева, «В тумане» Сергея Лозницы, «За Маркса» Светланы Басковой, «Я буду рядом» Павла Руминова.

Важной особенностью форума является то, что здесь привечают не только игровое кино, но и документальное, анимационное. Бывало, что именно анимационный фильм — «Адажио» Гарри Бардина — удостаивался Гран-при фестиваля. Но главная заслуга фестиваля, по словам устроителей, — совершенно необыкновенный зритель. За 20 лет «Окно в Европу» воспитало свою публику, готовую внимательно смотреть и оценивать (заполняя специальные бюллетени) кино всех видов и жанров. Распространить бы этот опыт на всю страну.

Президент фестиваля Армен МЕДВЕДЕВ:

— 20 лет назад, на пике кризиса кино, нам хотелось доказать государству, что необходимо поддерживать российское кино. Фестиваль стал местом встречи кинематографа, прокатчика и зрителя. В отсутствие отечественного кино на экранах мы придумали такой формат: «кинорынок—фестиваль», «фестиваль—лаборатория». Наш смотр — открыватель имен, разведчик иных путей. То есть это не только «окно» из Евразии в Европу, но и окно к зрителю. А еще — форточка в будущее. К середине 1990-х стало казаться: всё хорошо, мы вырвались из тупика, начали строиться кинотеатры. Но сегодня, как и вчера, вновь говорят о кризисе: зритель не смотрит свое кино. Значит, снова востребована идея фестиваля: привлекать внимание аудитории к новациям и кинематографической традиции, не пропущенной через телеящик или интернет. В отличие от многих кинофорумов, «Окно в Европу», чтя наследие мастеров, транслирует идеи преемственности российского кино и с помощью конкурсной программы делает прогноз на завтра.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow