КолонкаПолитика

Говорит и показывает «Нью-Йорк таймс»

В главную газету США и окрестностей назначен человек с Би-би-си. Что нужно читателю в эпоху «конвергентной» журналистики?

Этот материал вышел в номере № 92 от 17 августа 2012
Читать
В главную газету США и окрестностей назначен человек с Би-би-си. Что нужно читателю в эпоху «конвергентной» журналистики?
Изображение

«Когда пресса отсутствует, политики отменяют свои речи, правозащитники откладывают свои демонстрации, алармисты держат при себе свои мрачные предсказания». Гэй Талезе. Из классической книги «Королевство и власть. За сценой «Нью-Йорк таймс»: институт, который влияет на мир»

Роберт Д. Макфадден, 75-летний ветеран «Нью-Йорк таймс», репортер и рерайтер, лауреат Пулитцеровской премии, ныне бесстрашно специализирующийся на некрологах, хранит карикатуру: маленький мальчик смотрит на пишущую машинку: «Круто! Клавиатура, которая печатает сама, без принтера!».

Технологический и содержательный прогресс в нашей профессии — штука весьма относительная. Особенно если учитывать, что многие вот уже который год ожидают кончины бумажных газет, пишут об этом статьи и книги, а она все никак не наступает: больной перед смертью упорно потеет…

Изображение

В «Нью-Йорк таймс», символе печатной прессы, — знаковое назначение в топ-менеджменте. Генеральным директором и президентом компании, выпускающей, помимо «Нью-Йорк таймс» ее глобальное издание «Интернэшнл Геральд Трибьюн» и «Бостон глоб», назначен только что покинувший должность руководитель Би-би-си Марк Томпсон. Кадровое решение вполне себе знаковое — человек телевизионный и радийный, как Чип и Дейл, спешит на помощь подающей сигналы SOS печатной прессе. А компания «Нью-Йорк таймс» несет убытки, газеты теряют тиражи, день ото дня расширяющаяся аудитория сайтов не приносит ожидавшихся от интернета рекламных доходов, а дирекции газет рассчитывают зарабатывать больше на платформах для «таблеток» и мобильных телефонов. До недавнего времени сайт «Нью-Йорк таймс» был самым посещаемым в мире среди газет, но в марте уступил первое место британской «Дейли ньюз», которая вместе с «Гардиан» успешно отвоевывает американскую аудиторию…

«Хаффингтон пост» — не газета, а интернет-издание, но с ним принято сравнивать успехи в сети. Так вот, этот продукт обогнал лидера еще в конце 2011 года и сейчас посещаемость сайта движется к отметке в 60 миллионов человек уникальных посетителей в месяц. А есть еще конкуренция со стороны социальных сетей и «Твиттера»: специалисты сравнивают эту культуру общения и доставки новостей с кофейнями трехвековой давности…

Ровно тот же набор проблем испытывают любые крупные общенациональные издания почти в любой стране западной культуры чтения, быть может, за вычетом Скандинавии. Помнится, в «Хельсингин саномат» мне объясняли, что кризис почти никак не сказался на газете, потому что в отличие от «гордого внука славян», среднестатистический упрямый финн, как и десятки лет назад, продолжает выписывать печатное издание на дом, а не покупать в киоске, и утренний кофе с шуршащей бумагой формата А2 и дразнящим запахом типографской краски не заменит никакой айпад. И это при сильной региональной прессе, не говоря уже о двуязычии страны. Правда, у них, в отличие от России, нормально работает почта. Есть, разумеется, и страновая специфика: испанская «Эль Мундо» уступает «Эль Паису» в бумажном тираже, но обгоняет в интернете, потому что ей удалось привлечь внимание латиноамериканской аудитории. Несколько иная ситуация в Африке и Азии, где тиражи печатной прессы остаются высокими, а кое-где и растут. Но это отдельная антропологическая тема.

В нашей стране, хотя рынок и искажен политическим давлением и фактической цензурой, проблемы, в сущности, примерно те же. А некоторые «общенациональные» издания никак в толк не возьмут, что зарабатывать на рекламе они начнут исключительно тогда, когда перестанут печатать заказуху, в том числе политическую. Хотя это доказано более чем 20-летним опытом существования качественной прессы в России (таблоиды и издания, куда реклама не пойдет по политическим ограничениям, в расчет не берем). Но и у нас иной раз «эффективные менеджеры» в руководстве компаний приходят откуда угодно, хоть с «комсомольской» работы, только не из качественной печатной прессы, правда, пока и не с телевидения. Но скоро точно придут под аккомпанемент умных слов о «конвергенции СМИ», «новых медиа», совмещающих в себе свойства ТВ, радио, интернета, социальной сети, бумаги, «таблетки», мобильника.

Может, все оно и так, но даже борющаяся за жизнь «Нью-Йорк таймс», которую хоронят все те два десятка лет, что ею руководит в качестве издателя пятый в поколении семейства Оксов Сульцбергеров — Артур Окс Сульцбергер-младший, продолжает существовать и пользоваться наряду с «Вашингтон пост» недостижимым для большинства СМИ авторитетом. Хотя хоронят активно. Одна из последних книг о газете называется «Закат седой леди» (кличка газеты), и в ней доказывается, что все поражения издания связаны с ее «либерастическим», левоцентристским уклоном. Необычайно популярным оказался и вышедший недавно документальный фильм «Первая полоса: внутри «Нью-Йорк таймс», где как раз и показана борьба газеты за мультимедийность. Причем по ходу производства фильма Джилл Абрамсон сменила на посту главного редактора (у них — исполнительного редактора) знаменитого Билла Келлера, став первым главредом-женщиной в истории издания.

Почему до сих пор, несмотря на все проблемы и поиски решения на стороне, там, где работал, например, тот же Марк Томпсон, читатель «Нью-Йорк таймс» не отбросил газету в сторону, как это делал в культовом фильме «На последнем дыхании» Ж.-П. Бельмондо с газетой «Нью-Йорк Геральд Трибьюн»? (Вот как это выглядит в сценарии Ж.-Л. Годара: «Мишель, на ходу читая газету, быстро пересекает внутренний двор старого здания. Останавливается возле черной лестницы, кладет ногу на перила и, обтерев ботинок газетой, устремляется вверх по лестнице».) Потому что читатель доверяет той иерархии новостей и мнений, тому меню, которое приготовило для него газета. Газета, которая остается самой собой. Так когда-то пытались спасти журнал «Нью-Йоркер», назначив главным редактором высоколобого издания успешного менеджера из глянцевой прессы Тину Браун. Эксперимент последовательно проваливался. До той поры, пока главным не был назначен профессиональный журналист Дэвид Ремник: он просто стал делать издание, которое интересно ему. И тираж бумажной версии составил на февраль этого года… 1 047 260 экземпляров.

Может быть, просто стоит честно и качественно делать свою работу? И дело не в «таблетках» и «конвергенции»?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow