СюжетыОбщество

Александр Филиппенко: Я бы обратился к тем, кто не ходит на выборы. Придите!

Этот материал вышел в номере № 94 от 22 августа 2012
Читать
Фото Евгения Фельдмана
Фото Евгения Фельдмана

В субботу, 25 августа, в клубе «АртеFAQ» пройдет вечер в поддержку «узников 6 мая»: выступит музыкант Алексей Кортнев, участие примут правозащитница Ольга Романова, писатель Виктор Шендерович, художник Герман Виноградов, а также наш главный редактор Дмитрий Муратов и многие другие. Ведущими вечера решили сделать адвокатов Полозова и Фейгина. Будет проведен аукцион и собраны пожертвования для передачи «РосУзнику». «Новая» поговорила с одним из участников вечера — актером Александром Филиппенко.

Не время пустых разговоров. «Я не мог не участвовать в этом мероприятии. Я давно знаю и люблю его участников, я давно читаю и люблю «Новую газету», и я не люблю несправедливость, ложь и насилие».

Соглашаясь участвовать в благотворительном вечере, Александр Филиппенко придирчиво выяснял, каким образом будут собираться деньги для арестованных: с помощью билетов, пожертвований, аукциона? И удивился, когда услышал, что на вечере зрители будут стоять во дворе, а выступающий — вести «разговоры со зрителем». «Какие разговоры? Сейчас не время пустых разговоров. Деньги, деньги на оплату адвокатов — вот это я понимаю!»

Про помощь «болотным узникам». «Я хочу одного: чтобы была возможность справедливого разбора этого события. Чтобы разобрался справедливый суд и решил, что и как. Действительно надо людям помочь, чтобы не считали, что они иностранные агенты и получают в Госдепе деньги. Я тоже смотрел видео и составил свое впечатление: там не всё гладко и справедливо. А уж что произошло после 6 мая, вот сейчас, до этого дня! И Pussy Riot, и все вместе… Слова уже не нужны. Это как у нас в спектакле у Юрского: «Слова потеряли смысл!» Актерам не надо много говорить. Все, что я хочу сказать, — я говорю со сцены. Я — переводчик с авторского на зрительский. Все есть у Пушкина, у Гоголя, у Пастернака… Но нужно, как писал Левитанский, «не пролистнуть нетерпеливою рукою, а задержаться, прочитать и перечесть». У них ты найдешь ответы на все вопросы, только в одном случае для души и ума нужен Бунин, а в другом — Высоцкий».

Про молодежь. «Когда на моих концертах молодежь приходит за кулисы, глаза горят: «Спасибо вам, спасибо», а я спрашиваю: «Что ж вы так плохо реагировали, когда я говорил: «Август 68-го, август 68-го, танки идут по Праге!» Они через паузу отвечают: «У нас в 68-м родители только в школу пошли».

Уже довольно давно я осваивал новые телевизионные технологии на съемках классической «мыльной оперы» «Бедная Настя». Выяснил для себя все плюсы и все «опасности» этой затеи, и… почти физически почувствовал, как по всем коридорам, гримерным, павильонам растекается новая, молодая энергия. «Пришли другие времена, пришли иные имена». А нынче умные люди, профессионалы пера, надеюсь, предупредят тех, кто навязывает нам свои решения: время изменилось, введите эту поправку в ваш «компьютер». Для себя я ввел в одну из литературных программ стихи Слуцкого: «Когда мы вернулись с войны, я понял, что мы не нужны». Но все это я не к тому говорю, а к тем условным 48 процентам, кто не ходит на выборы: придите! А потом все-таки пойдите в библиотеку и прочтите написанное между строк».

Про бессилие миллионов и могущество единиц. «Что может сделать один человек? У нас в студенческом театре была такая миниатюра: выходил человек и говорил в зал: «Что я мог сделать один?» Потом выходила девушка: «А я что могла сделать одна?» — «А что я мог один?» Так выходило человек 20. И вдруг они из общего шума ловили один ритм и строем уходили со сцены, скандируя: «Что я могу сделать один?»

Про собственный опыт. «На Манежную я пришел сам, надвинув кепочку пониже. Вот здесь недалеко, на Спиридоновке, в 89-м я пошел на многотысячный митинг… На Вацлавской площади как я оказался — это просто знак судьбы. Были съемки в Чехословакии в ноябре 89-го. Был перерыв в съемках, я приехал к друзьям в Прагу, а они говорят: «А у нас революция!» Что вспоминается: веселое, доброе шествие. И огромное количество молодых людей с сумками, и, если ты протягивал руку, тебе давали листовку: «Опасайтесь провокаций». Это было самое главное. Что и случается у нас сплошь и рядом на митингах и шествиях».

О российской «бархатной революции». «Должно получиться! Как у Жванецкого: «В мире еще существуют люди, которых интересует игра ума. Из них некоторых интересуют размышления. Из них некоторые интересуются сомнениями, что дает нам огромную возможность надеяться». Основное мое послание, повторюсь, к тем 48 процентам, которые не пришли на выборы».

Слово «выбор» часто звучало во время нашего разговора. «Главное, чтобы у человека был выбор», — повторял Филиппенко и декламировал знаменитое стихотворение Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя// Женщину, религию, дорогу.// Дьяволу служить или пророку…» Правда, наотрез отказался объяснять, чем его так «цепляют» эти строки. Потому что зритель, слушатель, читатель должен думать сам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow