СюжетыОбщество

«Нигде, кроме как в Чернобыле»

В Подмосковье — источник ядерной угрозы

Этот материал вышел в номере № 111 от 1 октября 2012
Читать
«Нигде, кроме как в Чернобыле»
Фото: «Новая газета»
Хочу рассказать о беспрецедентном судебном процессе, затягивание которого таит в себе прямую и реальную угрозу жизни и здоровью тысяч людей в результате возможного радиоактивного заражения. Маленький Чернобыль в городе Подольске, практически на границах Москвы...

Хочу рассказать о беспрецедентном судебном процессе, затягивание которого таит в себе прямую и реальную угрозу жизни и здоровью тысяч людей в результате возможного радиоактивного заражения. Маленький Чернобыль в городе Подольске, практически на границах Москвы.

Вскоре после войны в Подольске было создано предприятие атомной промышленности, которое в силу своей секретности называлось очень кратко «п/я 12». В начале 90-х годов безымянный почтовый ящик разделился на несколько предприятий. Главные из них — ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ» и ОАО «Опытный завод «Луч». Первый «Луч» - государственная ядерная структура, второй «Луч» - частная, которая занимался исключительно «мирным» бизнесом, не имеющим никакого отношения к атомной промышленности. Но среди приватизированного имущества было несколько зданий, в которых радиационный фон превышал норму.

В рамках программы «Реабилитация территорий, загрязненных РВ…» в начале 90-х годов в части зданий и помещений, переданных «Опытному заводу «Луч», была проведена дезактивация. Но не до конца. Как всегда, закончились деньги. И все последующие обращения руководства завода по этому вопросу оказались безрезультатны.

— Когда завод шел на приватизацию, мы были уверены, что государство свои обязательства выполнит. Программа не была реализована, потому что не было денег. Все эти годы мы били тревогу, - говорит генеральный директор Опытного завода «ЛУЧ» Сергей Пономарев.

Радиоактивное здание, корпус № 5 было законсервировано до лучших времен.

В сентябре 2011 года руководство ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ» перекрыло «кислород» всем коммерческим структурам, работавшим на территории зоны. Повод – на территории располагаются ядерные объекты. Странно, что 18 лет все предприятия мирно уживались.

«Распоряжением правительства РФ от 14.09. 2009 … ФГУА «НИИ НПО «ЛУЧ» включено в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты» — говорится в уведомлении, которое получили все собственники и арендаторы. Как водится в таких случаях, начались судебные тяжбы. В результате фактически был уничтожен уникальный технопарк, который включал в себя высокотехнологичные производства. Порядка 700 сотрудников остались без работы.

Информация о предприятиях Росатома в силу своей закрытости и секретности поступает очень дозированная, но всегда позитивная. Зачем портить настроение обывателю? Кстати, согласно последнему опросу, проведенному в городе, 74% жителей не знают, что в центре Подольска расположен ядерный объект.

Гарантией защиты населения от радиации должно быть наличие санитарно-защитной зоны ядерного объекта, ведение постоянного мониторинга за уровнем радиации с последующей публикацией результатов и отсутствие радиоактивных отходов. Именно эти вопросы стали предметом иска 4-й прокуратуры (следит за исполнением закона на режимных объектах) к ОАО «Опытный завод «ЛУЧ». Иск поддержали НИИ НПО «ЛУЧ», « Росатом». Администрация города не поддержала.

Радиоактивные отходы - это все наследие времен СССР. Поэтому в законе «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» четко и однозначно сказано, что радиоактивные отходы, образовавшиеся до вступления закона в силу (июль 2011 года) находятся исключительно в федеральной собственности.

Именно этим положением закона руководствовался подольский городской суд, который отказал 4-й прокуратуре в той части иска, касающегося того, кто должен заниматься дезактивацией. Ответ суда однозначный — государство. Тем более, что имеется утвержденная федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей, в том числе 131,8 млрд рублей — из федеральных источников.

Но областной суд отменил постановление городского суда, и возложил на частного собственника проведение дезактивации. Но ни при каких обстоятельствах опытный завод не сможет провести дезактивацию. У него банально нет на это денег. В результате вынужденного годового простоя завод на грани банкротства. Государство все равно должно будет провести дезактивацию.

По мнению главы города Подольска Николая Пестова, ядерная площадка угрозы для жизни и здоровья населения не представляет, так как НИИ НПО «ЛУЧ» занимается главным образом исследовательской работой. Возможно, в силу секретности глава города не знает всех нюансов деятельности ядерного объекта. Но имеется ряд правительственных документов, в которых недвусмысленно говорится, что исследовательская работа только одно из направлений НИИ НПО «ЛУЧ». Так постановлением правительства от 2012 года НИИ НПО «ЛУЧ» включен в «Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора.». В пункте 41 записано, что на предприятии имеются «ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов».

Согласно экспертному заключению ГУП Мос НПО «Радон», представленному в суд, площадь радиоактивного загрязнения составляет порядка 600 квадратных метров. Наибольшую опасность представляет корпус № 5. Радиационные загрязнения обнаружены на стенах, полах, потолке, в инженерной системе.

«Выявленное радиоактивное загрязнения является опасным для жизни и здоровья человека и для окружающей среды»…

И дальше эксперты из «Радона» предупреждают: «Существует потенциальная опасность возникновения аварии на указанных объектах… Причиной аварии могут стать ураганные ветры, разрушение зданий под воздействием метеорологических факторов (дождь, снеговая нагрузка, сезонные перепады температур и т.д.). Радиационному заражению может подвергнуться не только производственная, но и прилегающая территория города».

Возможный уровень радиационного заражения соответствует 1 категории опасности.

На заседании суда эксперт Ивлиев М.В. начальник московского научно-исследовательского радиоэкологического центра так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Все четыре этажа загрязнены, частично. Оставить в таком виде недопустимо. …С точки зрения населения вся территория опасна. За зоной обследование не проводилось».

Но и в санитарно-защитной зоне ситуация не такая благополучная, как рисует ее в своих отчетах НИИ НПО «ЛУЧ».

Во-первых, до сих пор остается непонятным, что является СЗЗ ядерного объекта. И это при том, что наличие зоны – одно из важнейших требований гарантии ядерной безопасности. Новый проект СЗЗ, в границах которой НИИ НПО «ЛУЧ» ведет наблюдение за уровнем радиации, до конца так и не согласован. . Согласовав проект зоны, в федеральных структурах, отвечающих за безопасность, руководство НИИ не сделало главного. Как требует закон, проект санитарно-защитной зоны должен быть утвержден городскими властями. Глава города подтвердил, что проект не утвержден и высказал предположение, что действующей остается зона времен СССР. В руководстве НИИ НПО «ЛУЧ» от комментариев отказались.

Во-вторых, и советском варианте, и в новом проекте в границы зоны включены территории и корпуса с радиоактивным заражением ОАО «Опытный завод «ЛУЧ». Поэтому не очень понятно требование прокуратуры к заводу создание еще одной СЗЗ. Зачем делать «масло масляным»? Но это так. Размышления по ходу. Точки над «и» расставит суд. В любом случае информация об отсутствии загрязненных территорий является, видимо, ложной. Тот же эксперт Ивлиев по поводу количества радиоактивных отходов на территории ядерного объекта в Подольске сказал на суде шокирующую вещь: «Я такого не видел нигде, кроме как в Чернобыле».

Новый проект санитарно-защитной зоны, который не утвержден местными властями, предполагает «расчетный размер СЗЗ равный 100 метров от границ предприятий во всех направлениях». Если границы выходят за пределы площадки, то городская администрация обязана провести публичные слушания. На слушаниях жители были бы неприятно удивлены информацией о том, что в санитарно-защитную зону попала железнодорожная станция Подольск, не говоря о более мелких общественных и промышленных объектах.

Ежедневный пассажиропоток на станции составляет 50-70 тысяч человек. Десятки тысяч человек в зоне повышенной радиационной опасности. В ФЗ «Об использовании атомной энергии» сказано: «В санитарно-защитной зоне запрещается размещение… объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны».

P.S. Представители госкорпорации «Росатом» не ответили на официальный запрос «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow