СюжетыПолитика

Оппозиция выращивает орган

Идет электронная регистрация кандидатов в члены Координационного совета оппозиции

Этот материал вышел в номере № 102 от 10 сентября 2012
Читать
Вместо разношерстных оргкомитетов, собраний и круглых столов часть оппозиционеров предложила создать единую структуру — Координационный совет. Правда, что из этого получится и насколько совет будет единым и «легитимным» — предмет ожесточенных споров.
Фото Евгения Фельдмана
Фото Евгения Фельдмана

Вместо разношерстных оргкомитетов, собраний и круглых столов часть оппозиционеров предложила создать единую структуру — Координационный совет. Правда, что из этого получится и насколько совет будет единым и «легитимным» — предмет ожесточенных споров.

Напоминаем, что 15 сентября в 18.00 по московскому времени закончится регистрация кандидатов, а выборы в Координационный совет должны пройти 20—21 октября — проголосовать сможет любой желающий.

— Эта идея возникла сразу у нескольких людей, ее родила сама жизнь, — объяснил «Новой» Алексей Навальный, как считается, один из главных инициаторов проекта. — Все эти советы и оргкомитеты митингов сталкивались с одной проблемой: они все время раскалывались. Мы слышали постоянную критику в свой адрес. Возникал вопрос: кто должен принимать решения?

Впрочем, глядя на список кандидатов, многие продолжают задаваться тем же вопросом. Большая часть зарегистрировавшихся — в общегражданском списке, потому что к ним не предъявляют никаких особых требований, единственное условие — разделять политические взгляды оппозиции и оплатить взнос в размере 10 тысяч рублей. Здесь известные по протестному движению Навальный, Каспаров, Немцов, муниципальные депутаты Максим Кац, Константин Янкаускас и Наталья Чернышева, пресс-секретарь Ильи Пономарева Данила Линдэле, секретарь движения «Солидарность» Михаил Шнейдер, журналисты Олег Кашин, Олег Лурье, Павел Пряников, координатор штаба помощи заключенным РосУзник Сергей Власов, члены Пиратской партии, «Народного Альянса».

Самовыдвиженцы, чьи имена не на слуху, характеризуют себя по-разному: гражданский активист, публицист, инженер-системотехник, марксист, политэмигрант, ведущий научный сотрудник… Есть даже «теоретик, этнический русский» и «воин света». Найти в Сети что-то об их деятельности трудно, кроме страниц в соцсетях.

Кроме общегражданского есть еще три списка. В списке представителей либеральных сил — пока трое кандидатов, в списках левых и правых — вообще по одному.

Вопросами регистрации занимается председатель Центрального выборного комитета (ЦВК) Леонид Волков. По словам инициаторов, фильтр нежесткий. Однако Максиму Марцинкевичу, известному по прозвищу Тесак, все-таки отказали в регистрации, поскольку, заполняя анкету, он предоставил заведомо недостоверную информацию о своем согласии с целями и ценностями протестного движения. Организаторы прислали ему СМС: «Мы изучили уйму ваших публикаций и выступлений и не увидели ни одного оппозиционного. У нас — Координационный совет оппозиции. Вот в чем может быть проблема».

Принять участие в выборах решили и проправительственные активисты: как написал в своем «Твиттере» Алексей Навальный, «нашисты» совсем не палятся, пытаются зарегистрировать на выборах в КС своих мурзилок». Так, одним из кандидатов в КС стала некая Татьяна Сухарева, «владелец и директор собственного бизнеса», как она сама указала в анкете. По данным тульского отделения «Единой России», Сухарева является членом партии и имеет «множество корпоративных наград».

Еще один спорный вопрос: сколько должно быть избирателей, чтобы они могли говорить от лица всего гражданского общества, и можно ли здесь ввести порог «минимальной явки»? Члены оргкомитета взяли за минимум цифру 100 тысяч человек.

— Это более или менее высокая цифра, — считает лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, сам он пока не зарегистрирован, но планирует. — Если будет больше — тем лучше. Мы предлагаем всем гражданам принять в этом участие. Если их окажется слишком мало, то выборы лучше отложить до более удачного времени.

К идее электронного голосования многие относятся скептически — например, лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

— Очень сложно понять, насколько такая процедура отражает реальное положение вещей, — объясняет Митрохин. — Нет адекватной процедуры, которая могла бы выявить лидеров. В интернете возможны различные манипуляции.

Член ЦВК Юлия Дрогова с этим не согласна. Она объяснила «Новой», что регистрация ботов практически исключена. Потенциальный избиратель может проголосовать, только получив в системе свой идентификационный номер, который сложным образом генерируется из паспортных данных человека и его телефона. Воспользоваться таким номером можно лишь один раз. «В дальнейшем, — уверяет Дрогова, — паспортные данные человека нигде фигурировать не будут». Второй способ проголосовать — через региональные выборные комитеты. Однако голосовать на таких участках все равно придется через компьютер — от напечатанных бюллетеней в ЦВК отказались.

Если представить себе масштаб подобной кампании, можно вполне справедливо поинтересоваться: а кто все это финансирует? В ЦВК утверждают: практически все делается силами энтузиастов и членов региональных избирательных комиссий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow