КолонкаПолитика

Топорный имидж

Этот материал вышел в номере № 102 от 10 сентября 2012
Читать

Почему азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, обучаясь в Будапеште в 2004 году вместе с армянским коллегой Гургеном Маргаряном, нанес ему, пока тот спал, почти два десятка ударов топором по голове, — теперь уже, видимо, останется тайной. Тем более что никого это и не интересует.

А зря, и совершенно несостоятельна уверенность в том, что истоки этой расправы-ненависти очевидны, как непреложна взаимная армяно-азербайджанская ненависть. За 18 лет, прошедших с окончания войны, и там, и тут выросли новые поколения. Они, может быть, и уверены в том, что по ту сторону границы живут люди с копытами, но это уже совершенно не повод хвататься за топор. А для встречающихся на нейтральной территории армян и азербайджанцев взаимный интерес, который всегда вызывают друг у друга молодые соседи, родители которых не разговаривают, — зачастую оказывается куда сильнее, чем взаимное предубеждение.

Словом, если и в самом деле, как утверждает Баку, убитый издевался над национальными чувствами убийцы и вытирал сапоги азербайджанским флагом, что-то должно было этому предшествовать. Опыт подсказывает: что-то бытовое. Но тот же опыт говорит и другое: даже то, что выглядит личностным, может быть прорвавшимся наружу предубеждением, и отделить одно от другого не сможет уже ни один психоаналитик.

Рамиль Сафаров был осужден пожизненно, однако в августе 2012-го Венгрия по просьбе Азербайджана экстрадировала его на родину. Там он был немедленно помилован, произведен, будучи старшим лейтенантом, в майоры, поселен в новой квартире и прославлен как национальный герой. Граждан Азербайджана, для которых эта история — не повод для содрогания, а героический эпос, оказалось достаточно для того, чтобы те, кто осмеливается оставаться нормальными людьми, с горечью отмечали: имиджу страны нанесен непоправимый ущерб.

На самом же деле все еще хуже. Сюжет с Сафаровым — почти лозунг для стран, которые, подобно Азербайджану, бьются со всем миром за улучшение своего имиджа. Этот сюжет — почти слоган: имидж — ничто.

Своей мягкой, как нефтедолларовая подушка, силой Азербайджан завоевывал сердца фанов европейской попсы. Он самолетами возил со всей планеты журналистов на пресс-конференции. Он делал гражданами страны настоящих бразильцев, чтобы они прославляли азербайджанский футбол.

А поразил Азербайджан этот мир, превратив убийцу в кумира.

И всё логично. Секрет всех кампаний по улучшению имиджа в том и состоит, что миру надо нравиться лишь для того, чтобы этот отрежиссированный мировой восторг приводил в патриотический экстаз вверенное население. Оно — настоящая целевая аудитория, но, если есть возможность решить эту задачу без лишних изысков, можно использовать что-то дешевое, надежное и простое, как топор. И мир может потом себе думать насчет Сафарова или Pussy Riot всё что хочет. Гражданин ликует, и это важнее. А потом, когда всё утихнет, власть снова расскажет гражданину про несправедливость мира, который его не любит, и, вздохнув, снова займется мягкой силой.

А то, что всё в конце концов утихнет, знают и власть, и мир, и гражданин. Переговоры по карабахскому урегулированию замрут — так они и прежде никого оптимизмом не наполняли. И венгры, скорее всего, тоже легко компенсируют свои имиджевые потери — если подтвердятся слухи о желании благодарного Азербайджана вложиться в венгерские гособлигации и проявить благосклонность при заключении новых каспийских контрактов. Тем более что нынешняя венгерская власть уже несколько лет прекрасно живет и с тем имиджем, который не в силах испортить даже экстрадиция Сафарова.

И только в Азербайджане и Армении станет еще труднее не срываться на патриотический крик при попытке хоть какого-то диалога — хоть о Карабахе, хоть об олимпийских успехах, потому что друг за другом здесь следят с обостренной соседской ревностью. И если на каких-нибудь курсах какой-нибудь лейтенант одной армии случайно наступит на ногу лейтенанту другой армии, вероятность того, что все опять примет форму великой исторической вражды, — теперь надолго и всерьез возрастет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow