КолонкаПолитика

Кандидат на уборку

Олегу Шахову в Химках отведена роль «чистильщика»?

Этот материал вышел в номере № 104 от 14 сентября 2012
Читать

Вчера завершилось выдвижение кандидатов в мэры подмосковных Химок. Более двух десятков претендентов выразили намерение возглавить город, получивший мировую известность благодаря Евгении Чириковой и ее борьбе за спасение Химкинского леса. Очевидно, что основная борьба развернется между самой Чириковой и Олегом Шаховым, десантировавшимся в Химки и ставшим и.о. главы города 15 августа, после ухода в отставку прежнего градоначальника Владимира Страельченко.

Кандидатура Шахова выглядит странно. С декабря прошлого года он занимал должность вице-губернатора не самой захудалой Тульской области, числился в первой сотне «кадрового резерва» президента России, работал в федеральных структурах и органах власти, всерьез рассматривался как претендент на должность губернатора области. И вдруг, сделав карьерный кульбит, оказывается в Химках.

Трудно представить, что подобное перемещение — личная инициатива Шахова. Вероятно, это решение принималось даже не на уровне руководства Московской области.

Для власти важно, чтобы Химки не превратились в эпицентр протестных настроений российского масштаба. Если мэром станет Евгения Чирикова, то, получив доступ к документам финансово-хозяйственной деятельности прежнего градоначальника, она, несомненно, придаст их огласке, обнародовав закулисье власти — прежде всего механизмы взаимодействия муниципальной власти с «вертикалью» и крупным бизнесом. И наполнит сакраментальное карамзинское «воруют-с» цифрами и фактами, банковскими проводками. А это чревато цепной реакцией коррупционных скандалов федерального масштаба, ведь Химки давно находятся в зоне интересов персон, очень близких к «Озеру».

Видимо, для того, чтобы запрятать глубоко и надежно эти «следы», и десантировался в Химки Олег Шахов. Он обладает умением не только «разруливать» кризисные ситуации, но и обеспечивать конфиденциальность этой работы, минимизируя негативные последствия для своего предшественника.

Например, именно такую работу он выполнил на посту гендиректора ОАО «ГИПРОДОРНИИ», куда перешел с должности руководителя корпорации «Дороги России» весной 2009-го. Этот кадровый вираж в биографии Шахова, кстати, выглядел так же странно, как и его нынешнее появление в Химках.

После публикации «Шахов, Вам шах» (см. «Новую», № 103 от 12 сентября 2012 г.) о возможной причастности ОАО «ГИПРОДОРНИИ» к обрушению автострады, построенной к саммиту АТЭС во Владивостоке, ко мне попал отчет Счетной палаты России о проверке деятельности ОАО «ГИПРОДОРНИИ». Документ датирован 30 сентября 2009 года. Аудиторы СП констатировали, что «…у ОАО «ГИПРОДОРНИИ» нет просроченной кредиторской задолженности, в том числе и по уплате налогов и других обязательных платежей. Оценка его финансового состояния по итогам 2008 года свидетельствует о достаточном уровне платежеспособности и финансовой устойчивости. Однако есть определенные риски снижения финансовой устойчивости в 2009 году, в том числе из-за значительного уменьшения заключенных контрактов по основному виду деятельности. По итогам I полугодия 2009 г. убыток составил 156,6 млн рублей».

Замечу, что первое полугодие — это как раз время, когда ОАО возглавил Олег Шахов, и финансовые результаты периода — это в какой-то мере итог его работы. Но ухудшение финансовых показателей ОАО «ГИПРОДОРНИИ» было объективным, потому что Шахов в этот период как раз занимался «разруливанием» наследства своего предшественника.

А вот каким было это наследство (по мнению аудиторов СП): «В 2008 и 2009 годах ОАО «ГИПРОДОРНИИ» приобретены некачественные ценные бумаги (векселя) кредитных организаций на общую сумму 724 млн рублей. В связи с отзывом лицензий у кредитных организаций, являющихся векселедателями на общую сумму 604 млн рублей, приобретенные у них векселя становятся практически неликвидными».

Аудиторы СП выяснили, что еще в 2007 году 93% ОАО «ГИПРОДОРНИИ» перешли в собственность Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК). Главным активом корпорации являлся Банк ВЕФК, у которого осенью 2008-го была отозвана лицензия на банковскую деятельность (в 2009-м банк был санирован и сегодня де-факто входит в корпорацию «Открытие»). В ВЕФК также входили Петро-Аэро-Банк и Инкасбанк (и в последующем, так же как и банк ВЕФК, эти банки лишились лицензии). И именно векселя этих банков и приобрело ОАО «ГИПРОДОРНИИ».

Над компанией нависла угроза банкротства. Но Шахову удалось спасти как ОАО «ГИПРОДОРНИИ», так и прежнего руководителя Бориса Гукайло, перешедшего на должность замглавы Пенсионного фонда России.

Думаю, что именно такой опыт сегодня оказался востребованным в Химках. Тем более что тут у Шахова есть и персональный «скелет в шкафу». Речь о Химкинском лесе и скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург.

Еще в декабре 2010-го «Новая» рассказывала (см. № 141), что Олег Шахов, ранее возглавлявший «Росавтодор», с 2009-го является генеральным директором ОАО «ГИПРОДОРНИИ», а значит, по мнению экспертов, есть риск возникновения конфликта интересов. Ведь предыдущая контора Шахова («Росавтодор») заказала проект трассы нынешней («ГИПРОДОРНИИ»).

Так что в Химках Олегу Шахову предстоит подчищать и за собой, и за «тем парнем» Владимиром Стрельченко. Если, конечно, выберут…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow