СюжетыПолитика

Кандидаты в координаторы

Центральный выборный комитет окончательно определился со списком кандидатов в Координационный совет оппозиции

Этот материал вышел в номере № 107 от 21 сентября 2012
Читать
Завершилась первая стадия подготовки выборов в Координационный совет оппозиции. Еще 15 сентября Центральный выборный комитет (ЦВК) закончил регистрацию кандидатов, а сегодня опубликовал окончательный список тех, за кого можно будет проголосовать 20—21 октября.

Завершилась первая стадия подготовки выборов в Координационный совет оппозиции. Еще 15 сентября Центральный выборный комитет (ЦВК) закончил регистрацию кандидатов, а сегодня опубликовал окончательный список тех, за кого можно будет проголосовать 20—21 октября.

Напомним, что претенденты идут по четырем спискам: общегражданскому и трем спискам «курий»: левой, либеральной и националистической. Правда, на практике деление это весьма условно: многие традиционно левые, либеральные, да и некоторые националистические лидеры пошли по общегражданскому списку. Регламенту ЦВК это не противоречит — если на кандидатуры тех, кто баллотируется от идеологических курий, может наложить вето сама курия, то общегражданский список открыт для всех.

Другой вопрос, насколько это справедливо — из общегражданского списка в КС пройдут 30 человек. С учетом числа зарегистрировавшихся конкурс составит порядка 6,5 человека на место. Очевидно, что «тяжеловесы» вроде Навального, Удальцова, Немцова или Каспарова, скорее всего, пройдут: степень доверия граждан к ним, да и просто знания о них явно выше, чем в отношении малоизвестных региональных активистов. Понятно, что этим активистам конкурировать с оппозиционерами, чье имя давно на слуху, будет непросто. Кроме того, баллотируясь по общегражданскому списку, лидеры либеральных и левых структур и движений оставляют свободными места для менее известных представителей своих идеологических курий (по пять мест в каждой).

У националистов картина выглядит несколько иначе: общегражданский список пестрит именами активистов (например, Владимир Басманов, создатель ДПНИ, Наталья Холмогорова, исполнительный директор Русского общественного движения, Надежда Шалимова, одна из организаторов акции «Хватит кормить Кавказ!»). Часто это деятели весьма радикального толка. Зато наиболее «знаменитые» националисты идут от своей курии.

— Этот вопрос решался на совещании руководителей националистических партий, — рассказал один из лидеров Национально-демократической партии России Владимир Тор. — Мы провели свои внутренние праймериз, чтобы определить, кто будет представлять нашу курию. Но я считаю, что по общегражданскому списку имеют право идти все. Я по убеждениям правый и думаю, что жизнь вообще не совсем справедлива. Требовать равных условий для всех невозможно. Сергей Удальцов явно сделал для протестного движения больше, чем какой-нибудь неизвестный кандидат. Так что пусть избиратель сам разберется.

В Центральном выборном комитет моральную ответственность перекладывают на избирателей. В опубликованном на сайте ЦВК заявлении значится: «Вероятно, оценку такой электоральной стратегии кандидатов, которую не в полной мере можно назвать соответствующей принципам fair play, должны дать избиратели».

Впрочем, сами лидеры не согласны с тем, что такая система не попадает под определение fairplay.

— А почему мы должны прятаться за идеологическими куриями? — спрашивает сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов. — Мы не виноваты, что конкурс огромный. Зато ни одна партия не может похвастаться таким звездным составом, как будущий совет.

Из других политических деятелей, которые могут войти в «звездный состав» совета по общегражданскому списку, — депутат ГД Дмитрий Гудков, экс-депутат Геннадий Гудков, кандидат в мэры Химок Евгения Чирикова, один из лидеров «Солидарности» Илья Яшин, глава движения «Русь Сидящая» Ольга Романова.

В списке оказалось и несколько имен журналистов, в том числе Олег Кашин из газеты «Коммерсантъ» и Филипп Дзядко из журнала TheNewTimes. Своим появлением они спровоцировали очередную дискуссию: могут ли журналисты заниматься общественной и политической деятельностью?

Илья Барабанов, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ», своих коллег не поддержал. «Я не понимаю, как читатель сможет верить журналисту, если априори известно о его политической ангажированности», — написал Барабанов в своем «Твиттере».

Филипп Дзядко не считает участие в КС проявлением ангажированности.

— Для меня эта история не политическая, — пояснил журналист. — Политикой я заниматься не планирую. Я как раз считаю, что появление гражданских людей очень важно, и не вижу ничего зазорного в том, чтобы журналист был членом той или иной общественной организации. Неангажированность — довольно лицемерное и лукавое оправдание. Журналист не робот, у него есть свои представления о том, какой должна быть страна.

Филипп Дзядко вместе с Ксенией Собчак, Дмитрием Быковым, Людмилой Улицкой, Рустам Адагамовым, Владимиром Мирзоевым, Ириной Ясиной, Татьяной Лазаревой, Михаилом Шацем, Сергеем Пархоменко и Михаилом Гельфандом пойдет на выборы от «Гражданской платформы». Это спонтанно созданное движение объединяет людей, которые позиционируют себя как «не политики» и предлагают масштабную реформу вместо гражданской междоусобицы (как именно эта реформа будет выглядеть — пока не уточняется). Совместное заявление «Гражданской платформы», опубликованное в блоге Ксении Собчак, — еще один камушек в огород ЦВК: по мнению участников, система идеологических квот «противоречит демократическим принципам, ставя участников избирательного процесса в заведомо неравные условия».

Впрочем, сама Собчак вряд ли может жаловаться на неравные условия — по степени узнаваемости она легко превзойдет любого из зарегистрированных кандидатов. Вопрос в том, удастся ли ЦВК выполнить одну из заявленных задач — привлечь к управлению новые лица и свежие умы.

Такие в списке тоже есть. Например, Елена Васильева, которая приехала в Москву из Мурманской области и стала координатором движения «ОккупайАбай».

— Нужно понять, как в принципе будет функционировать совет, — говорит она сама. — Я могла бы заниматься правозащитной деятельностью. Мы создали свой Яндекс.Кошелек для помощи задержанным. Его номер 47001287316271. Это очень важно: мы обязаны заботиться о мирных людях, которые участвуют в нашем протесте.

Некоторые, как двадцатипятилетний Андрей Гаврилов, вообще никогда не занимались политикой, но решили попробовать себя в ней.

— Очень много проблем накопилось, — жалуется Андрей. — И их никто не решает: ни власть, ни раскрученные оппозиционеры, ни оппозиционные партии в Госдуме.

Встречаются и довольные экстравагантные программы. Сергей Шатов из движения «СВЕТЛЫЕ СИЛЫ» выступает за «мир абсолютного добра» и называет себя «воином света».

— Главное зло — это насилие, а главная проблема — иерархия. В КС я хотел бы повернуть оргкомитет лицом к народу, — делится Сергей своими планами. — Народ не дурак, он видит, что многие люди просто бьются за собственную власть.

Среди кандидатов — сталинист и сторонник легализации оружия Алексей Колганов, «евросоциалист, журналист, огородник, петанкист, просветитель» Павел Пряников, поэт и специалист по точечному массажу Марина Мыльникова.

Некоторые кандидатуры вызывают разногласия среди самих членов ЦВК. В частности, в среду встал вопрос о том, чтобы снять уже зарегистрированных Николая Королева, националиста, осужденного на пожизненное заключение за теракт на Черкизовском рынке, и Бориса Стомахина, отбывшего наказание за разжигание межнациональной розни.

— Я с самого начала была против регистрации Королева, — говорит Юлия Дрогова, один из членов ЦВК. — Это противоречит законодательству Российской Федерации: человек, отбывающий тюремное заключение, не может избираться в органы управления. Я думаю, остальные решили зарегистрировать его, чтобы можно было зарегистрировать и Алексея Козлова, который сейчас тоже отбывает наказание. Это неверно: правила для всех, ничего личного (от редакции заметим, что Алексей, в отличие от Королева, сидит по экономическому делу, причем, по мнению многих экспертов, делу сфабрикованному).

Кандидаты с сомнительной репутацией на этой неделе были не единственной проблемой для ЦВК — не обошлось и без традиционных троллей.

— К нам поступило около 40 заявок от людей, связанных с пирамидой МММ, — рассказала Юлия Дрогова. — Никакого отношения никто из них к протестному движению не имеет. В результате дискуссий мы решили не регистрировать их.

С идеологической точки зрения очевидно, почему не стоит регистрировать участников МММ. Но сам по себе принцип приверженности оппозиционному движению в качестве пропуска в кандидаты — сложно поддающийся верификации критерий. Это, пожалуй, еще сложнее проверить, чем подлинность подписей. По крайней мере методом проб и ошибок с многообразием кандидатов в ЦВК разобрались. Теперь разбираться предстоит избирателям.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow