СюжетыПолитика

Своих не трогают

Комиссия Васильева не признала в пяти единороссах бизнесменов

Этот материал вышел в номере № 108 от 24 сентября 2012
Читать
Свое очередное заседание специальная думская комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера посвятила разбору пяти дел из так называемого «списка Митрохина». За закрытыми дверями единороссы, которых в комиссии большинство и которые недавно подвергли остракизму Геннадия Гудкова, своих реабилитировали.

Свое очередное заседание специальная думская комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера посвятила разбору пяти дел из так называемого «списка Митрохина». За закрытыми дверями единороссы, которых в комиссии большинство и которые недавно подвергли остракизму Геннадия Гудкова, своих реабилитировали.

О существовании в Госдуме комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, никто не подозревал до 5 сентября, когда на ковер был вызван теперь уже бывший депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков. Оказывается, профильная комиссия, закрепившая с начала осенней сессии за собой звание «судилища», начала свою работу еще 12 апреля. Правда, ничего выдающегося за это время сделать не успела. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на первом заседании выразил убеждение, что члены комиссии (восемь из пятнадцати которых, между прочим, единороссы) не будут использовать ее для сведения счетов или в популистских целях. Судя по событиям последних двух недель, думская комиссия подвела своего начальника. Если привнесенная мода на вдумчивое вчитывание в декларации госчиновников достойна уважения, то избирательность в возбуждении дел никак не красит комиссию, созданную, чтобы независимо от пола и убеждений вычищать думские ряды от коррупционеров.

Очередная внесудебная расправа состоялась в прошлый четверг на закрытых от прессы слушаниях. Неофициальная информация по поводу того, что комиссия вызовет на заседание свежую партию подозреваемых в нарушении Закона «О статусе депутата», появилась в прессе за несколько дней до мероприятия. Впрочем, о том, что заседание все же состоится, стало известно только утром, повестка дня и вовсе умалчивалась до конца слушаний.

Массу возмущений у журналистов, которых собралось в три раза меньше, чем на аналогичном разбирательстве по Гудкову, вызвал закрытый формат мероприятия. Глава комиссии Владимир Васильев объяснил это личным пожеланием фигурантов дел; мол, в прошлый раз на публичном разборе полетов настаивал сам Гудков. Сами же единороссы отбивались от журналистов аргументом, что в их объяснениях могут содержаться персональные данные, которые некорректные журналисты могут предать огласке. «Разве честным людям есть что скрывать?!» — подвесила в воздухе риторический вопрос одна из журналисток.

Примерно через полчаса после начала работы комиссии из зала пулей вылетел первый зампред думского Комитета по финансовому рынку Владислав Резник. Единоросс без тени волнения в голосе рассказал журналистам, что после того, как он зачитал документы, опровергающие слухи о незаконном предпринимательстве, комиссия решила закрыть его дело. «Я бизнесом не занимаюсь, иностранной недвижимостью не владею. У меня есть долевые акции, которые переданы в доверительное управление. Митрохин обвиняет нас во владении долями компаний, но это не противоречит закону. Напомню, что к Гудкову претензий в том, что он владеет акциями, предъявлено не было», — сообщил не досидевший до конца заседания депутат.

Спустя некоторое время к журналистам подошел и сам Васильев, который заявил, что комиссия не видит смысла для дальнейших следственных проверок деклараций о доходах еще четырех единороссов. «Проверка в отношении Олега Лебедева, Ивана Демченко, Адама Делимханова и Андрея Скоча проводиться не может, потому что нет достаточных оснований. Все те объяснения, которые депутаты представили в комиссию, исчерпывающие», — сказал он, отдельно зачитав по бумажке фамилии фигурантов дел. По словам Васильева, у комиссии остались только вопросы к единороссу Скочу. На следующем заседании члены комиссии спросят у него, почему он в предвыборной декларации за 2011 год указал денежный подарок от отца — 19 млн рублей, а в декларации о доходах за тот же год — нет. «Кроме того, международный фонд «Поколение», президентом которого был Скоч, осуществляет масштабные благотворительные акции, — напомнил руководитель комиссии. — Мы хотим знать, каким образом Скоч работает с фондом».

Васильев рассказал, что порядок вызова на комиссию таков: в течение двух дней после поступления запроса с депутатами созваниваются, объясняют им суть претензий, и как только они подтверждают готовность к объяснениям, приглашают на беседу. «Комиссия отобрала пятерку депутатов для разбора их дел, потому что они откликнулись первыми. Многие из фигурантов находились в командировках или по каким-то другим причинам не успели ответить нам. «Дело Гудкова» мы рассмотрели в спешном порядке, так как запрос поступил из правоохранительных органов», — объяснил он. Примечательно, что в заседании комиссии приняли участие и ответили на ее вопросы только два депутата: Владислав Резник и Олег Лебедев.

Напомним, что в случае с Геннадием Гудковым основанием для проведения проверки стали подозрения во владении акциями, поступившие из Следственного комитета и Генпрокуратуры. Комиссия, направив дополнительный запрос в компетентные органы, получила в ответ ксерокопию документа, не прошедшего даже почерковедческую экспертизу. Что касается пятерки из «списка Митрохина», то члены комиссии приняли решение реабилитировать депутатов, основываясь лишь на их личных объяснениях. Ответ из Следственного комитета, куда параллельно направил свой запрос Сергей Митрохин, пока не приходил. Время еще есть, но если полномочия следственного органа на себя взяла думская комиссия, то ответ до боли очевиден.

Любопытно, что предпринимательской деятельностью представителей партии власти «яблочники» заинтересовались еще задолго до «дела Гудкова». Проверить Делимханова оппозиционная партия просила еще в апреле, а запрос по Скочу был направлен в комиссию 4 июля. Компромат на остальных депутатов Сергей Митрохин передал в комиссию в конце августа. О втором запросе того же автора, в котором фигурируют 16 депутатов, в компаниях которых в период с 21 декабря 2011 года по настоящее время были назначены новые директора, Владимир Васильев предпочел не говорить. эксперты «Яблока» предполагают, что депутаты могли учавствовать в собраниях, решавших этот вопрос. Всего в комиссию, по словам ее руководителя, поступил запрос на 27 парламентариев, 21 из которых фигурируют в «списке Митрохина», 6 — в «списке Миронова». Очередное заседание комиссии пройдет на этой неделе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow