КолонкаПолитика

Почему я буду голосовать за Обаму

Заметки американского избирателя

Этот материал вышел в номере № 109 от 26 сентября 2012
Читать
Не было еще, пожалуй, в истории Америки кандидатского тандема (по крайней мере, со времен Томаса Дьюи — Эрла Уоррена в 1948 году) столь феноменально некомпетентного и способного наломать дров во внешней политике, как Райан—Ромни.
Изображение

Скорее всего, не потому, о чем вы подумали. Не потому, то есть, что соперник его, безликий и деревянный Митт Ромни, напрочь лишен не только обаяния, но и убеждений (во всяком случае убеждений, которые он не готов был бы при необходимости поменять на противоположные). Он твердо стоял за право женщины на аборт. Теперь он так же твердо cтоит против абортов. Он настаивал на реформе здравоохранения (Обама вего лишь скопировал свою реформу с той, которую провел в Массачуcетсе Ромни). Теперь он категорически против реформы. Хамелеон, одним словом. Я не говорю уже, что в последнем опросе по вопросу о likeabilityкандидатов (кто из них больше нравится вам как человек?) счет был 61:27 в пользу Обамы.

Еще опаснее, однако, что такое же хамелеонство демонстрирует Ромни и в иностранной политике. Сегодня он обещает торговую войну против Китая, вчера ляпнул, что «наш геополитический противник №1 – Россия», а позачера и вовсе забыл, что есть мир за пределами США. И в этих внешнеполитических заботах его вице-президент Пол Райан ему не помощник. Тот не скрывает: «Там, откуда я пришел, зарубежье [overseas] –это озеро Superior[в Мичигане]». Не было еще, пожалуй, в истории Америки кандидатского тандема (по крайней мере, со времен Томаса Дьюи-Эрла Уоррена в 1948 году) столь феноменально некомпетентного и способного наломать дров во внешней политике, как Райан-Ромни.

Так подобает ли сверхдержаве, претендующей на роль лидера современного мира, дрейфовать в этом мире вслепую – со штурманом, не имеющим представления об опасных подводных рифах, ожидающих страну впереди. Будь США «Титаником» (тьфу, тьфу, тьфу!), доверили бы вы его судьбу такому штурману?

Всего этого, однако, достаточно, лишь чтобы голосовать ПРОТИВ Ромни. Но это еще не обьясняет, почему я буду голосовать ЗА Обаму. Обьясняет другое. То, что честно признал Билл Клинтон, самый, пожалуй, успешный президент за последние полвека. Ни я, ни мои предшественники, сказал он, не смогли бы предотвратить соскальзывание сокрушительного финансового кризиса-2008 в Великую Депрессию, подобную 1930-м. Никто, кроме Обамы. Дорогого стоит такое признание в устах Клинтона.

Крушение мечты

Совсем иначе представлял себе будущее Барак Обама, когда, заразив своимэнтузиазмом молодежь Америки, слышал он на всех площадях громовое

Yes, we can! Обама не готовился к роли спасителя страны от Депрессии. Он мечтал коренным образом обновить приходящую в упадок производственную базу и инфраструктуру страны, чтобы лучшие из лучших посвятили себя технологическим и научным инновациям вместо финансовых спекуляций. Он мечтал с достоинством встретить вызов Китая, восстановив уроненную Бушем репутацию страны в мире и погасив затеянные тем войны, удвоившие государственный долг США. Он мечтал воскресить роль Америки как лидера современного мира.

Мечта рухнула уже через какие-нибудь шесть недель после его номинации. Вместо коренного обновления промышленности страны пришлось заняться спасением ее рассыпающейся на глазах экономики. Еще до того, как он вступил в должность, пошел ко дну старейший и авторитетнейший столп Уолл стрита LehmanBrothersи закачались вчера еще могущественные BankofAmericaи Citigroup. Это были гиганты, а прочая банковская мелочь—финансовая инфраструктура страны,--рассыпалась как карточные домики. В последнем квартале 2008 года, еще при Буше, экономика была в свободном падении, сокращаясь на 9% (в годовом исчислении), теряя по 800 тысяч рабочих мест в месяц. Ничего подобного не случалось здесь с 1929 года.

Ирония

Такое наследство оставил Обаме Буш. Ослабив -- в соответствии с канонами Республиканской философии – государственный контроль над финансовой сферой, Буш посеял бурю. Ирония в том, что Ромни сегодня придлагает в качестве лекарства от кризиса точно то же самое. То же ослабление государственного контроля, то же сокращение налогов для богачей, ту же отмену налогов с дивидендов от ценных бумаг (capitalgains), при которой по подсчетам экономистов журнала AtlanticРомни пришлось бы платить примерно 1% от своих доходов, во много раз меньше его собственной секретарши.

Иначе говоря, предлагает Ромни подбросить хворосту в затухающий костер кризиса, который Обаме с таким трудом удалось остановить (во всяком случае экономика больше ни теряет рабочих мест, она прибавляет их, пусть медленно, но все-таки 2,5 миллиона рабочих мест с февраля 2010 года прибавлено, из них – впервые за последние полвека – 500 тысяч в производственном секторе). Но лучше меня описал логику Ромни тот же Билл Клинтон. Слегка перефразируя его, получим: даа, мы оставили Обаме Авгиевы конюшни (a total mess), но выяснилось, что он не Геракл и за четыре года полностью очистить конюшни/mess не смог. Дайте теперь порулить мне – и я верну вас в этот mess.

Бизнесмен Ромни

Вот главное, чем козыряет на каждом углу Ромни: «Я, в отличие от Обамы, бизнесмен, я знаю, как поднять упавшее предприятие». Суть, однако, не в репутации Ромни. Суть в том, что предприятие – не государство, во всяком случае, не демократическое государство. На предприятии нет конкурирующих политических партий, там – босс. На предприятии нет пенсионеров, нет неимущих. У предприятия нет внешней политики. В двух словах, бизнес и политика – разные области, между которыми немного общего. И по этой причине хвастать тут нечем: «бизнесмен» скорее отрицательная рекомендация для президента.

Случайно ли в американском Сенате число юристов во много раз превышает число бывших бизнесменов. И много ли вы помните бизнесменов среди американских президентов? Разве что Джордж Буш-младший. И очень помог ему бизнес опыт в политике? Даже собственная партия ни решилась пригласить его на свой съезд как оратора.

Ничто, пожалуй, не иллюстрирует так ярко разницу между бизнесменом и политиком, как история банкротства и воскресения гордости американского автопрома GMи вместе с ним процветающей ныне компании Chrysler.

О «социализме» Обамы

Кризис-2008 не ограничился, как мы знаем, банкротством банков, злоупотребивших свободой рынка. Вместе с LehmanBrothersко дну пошел и GM(GeneralMotors). Нормальная процедура банкротства требовала бы реструктуризации менеджмента – с условием, что банки поддержат обанкротившееся предприятие на плаву, покуда оно реорганизуется. Но банкам было не до спасения GM. А без их кредитов он был обречен. «Так им и надо, неудачникам», сказал тогда бизнесмен Ромни. И позже добавил: «Люблю увольнять людей».

Означало между тем банкротство GMпотерю миллиона рабочих мест – и не только в Детройте, но и в полудюжине соседних штатов. Сталь, пластик, кожа, синтетика, резина, компьютеры и еще тысяча производств, связанных с современным автомобилестроением, тотчас вылетели бы в трубу -- вместе со всей сферой их обслуживания. Миллион ни в чем неповинных семей постигло бы несчастье: кормильцы встали бы в очередь за пособием по безработице.

Что сделал бы в такой ситуации бизнесмен Ромни, он объяснил нам сам: доверил бы судьбу всех этих семей свободному рынку. Что поделаешь, не повезло, побарахтаются и раньше или позже как-нибудь выплывут. За версту не подпустил бы я такого бизнесмена к политике…

Политик Обама, конечно, поступил иначе, он сделал для GMи Chryslerто, чего ни могли сделать для них банки: продержал их на плаву на период реорганизации за счет государства. Расказывать ли о вое, которой подняло по этому поводу экстремистское ядро Республиканской Партии, The Tea party («чайники» как я их зову)? Целая индустрия в СМИ заработала на дискредитацию Обамы. Мало ему, что он (якобы) мусульманин, мало, что он вообще (якобы) не родился в США и потому нелегитимен, так он еще и социалист! Он ведет Америку к превращению, если не в СССР то уж наверняка в «социалистическую» Европу! Я помню, моя почта дымилась от этих негодующих диатриб.

Между тем лишь несколько месяцев понадобилось, чтобы GMвстал на собственные ноги, вернул государству долг с процентами (как, кстати, и вырученные политиком Обамой банки) и, как всякое добропорядочное частное предприятие, приносит прибыль. И миллион семей был спасен от лишений и унижения, на которые обрек бы их бизнесмен Ромни, будь он тогда президентом. Вот и все, что произошло: обыкновенная корректировка жестокой ошибки свободного рынка. Так при чем здесь, спрашивается, социализм?

Другое дело, что среди этой незалеченной рецессии, когда свежи еще в памяти картины рушащихся банков и корпораций, бизнесмен Ромни попрежнему свято верит, что свободный рынок ошибаться не может, верит, словно прибыл в Америку, по словам Клинтона, из «альтернативной вселенной». Что поделаешь, философия у него такая: «каждый за себя – и пусть неудачник плачет».

Действительно интересный вопрос, это зачем Республиканская партия выдвинула ничем не выдающегося бизнесмена Ромни своим кандидатом в президенты страны? Мы еще вернемся к этому вопросу в заключении. Но сначала о том, что Ромни обещает отменить в первый же день своего президентства.

О достижениях Обамы

Практически каждый американский президент, республиканец или демократ, начиная от Теодора Рузвельта в начале ХХ века и кончая Клинтоном в конце столетия, пытался ввести в Америке всеобщее медицинское страхование. Пытались, ибо понимали, что философия «пусть неудачник плачет», как сказал Обама, «это не Америка». Понимали, что все мы смертные люди, что никто из нас, как бы молод и здоров он ни был, не гарантирован ни от ДТП, ни от болезни, способной превратить даже преуспевающего в последнего неудачника, ни даже просто от кирпича, свалившегося на голову. И с момента, когда он, незастрахованный, окажется в лапах американской медицины, любого, кроме богачей, как Ромни, ждет разорение.

Проблема лишь в том, что на протяжении целого столетия попытки всех этих президентов, от Рузвельта до Клинтона, ввести всеобщее медицинское страхование неизменно терпели поражения. Первым, кому это удалось, стал Обама. С этим, что бы ни случилось дальше, он войдет в историю. И если бы он не добился за свои четыре года ничего, кроме этой реформы и предотвращения Великой Депрессии, мы по справедливостидолжны были бы признать его одним из самых успешных президентов в истории Америки.

Перспективы

Почему Республиканская партия номинировала в президенты именно Ромни? Конечно, ситуация, когда агрессивная группировка захватывала контроль над одной из крупнейших партий страны – не новость для Америки. Последний такой случай на моей памяти был в 1964 году, когда та же Республиканская партия номинировала Барри Голдуотера. Выдвинувшая его тогда в ферзи группа настаивала, что Америка не может существовать на одной планете с «Империей зла» (разумеется, Голдуотер называл СССР иначе, но смысл был именно этот).

Тогдашние, если хотите, «чайники», были настолько уверены в своей правоте, что готовы были рискнуть ядерной войной. Но просчитались, не приняли во внимание беспартийных избирателей, которые их и прокатили. Поражение было тогда сокрушительное – 49 штатов из 50 проголосовали против Голдуотера.

Что, казалось бы, общего между тогдашними «чайниками» и сегодняшними? Тогда спор шел о войне, а сейчас о налогах и государственном долге. Но «формула Клинтона» объясняет общее. Для «чайников», как тогда, так и сейчас, гласит она, «государство всегда враг, они всегда правы и компромисс для них признак слабости» (вся и разница, что тогда речь шла о чужом государстве, а сейчас – о своем).

На опыте Голдуотера, однако, «чайники» научились многому. В частности, тому, что неразумно пугать до времени беспартийное большинство избирателей, и поэтому не следует выдвигать в ферзи «своего». Лучше серую лошадку без собственных убеждений, как Ромни, а коммисаром к нему приставить яркого и полного идей «своего» -- Пола Райана. Ясно же, кто при таком соотношении сил станет интеллектуальным лидером этого тандема и чьи убеждения будут проводиться в жизнь.

Нет спора, Райан человек убежденный. Правда, многие считают его убеждения людоедскими, мне они кажутся довольно пугающими. Чего стоит хоть в качестве первоочередной меры по сокращению государственного долга гигантское увеличение расходов на вооружения, куда большее, чем когда-либо запрашивал Пентагон. И, конечно, обязательное сокращение налогов для богачей, те есть опять-таки снижение доходов государства .Того и гляди, загонит Райан такими «мерами» Америку в дефолт, нанеся тем самым смертельный удар по мировой экономике, не хуже ядерной войны Голдуотера. И Ромни с его убогой философией «youareonyourown», говоря словами Клинтона, вынесенными в эпиграф, философией, которой, похоже, убеждения Ромни и исчерпываются, просто нечего будет противопоставить идеям Райана.

Что ж, маневр может удасться, и на этот раз наследники Голдуотера, обманув беспартийное большинство, и впрямь дорвутся до власти. Конечно, долго этот обман продолжаться не сможет. В 2016-м Хиллари Клинтон так же размажет Ромни по стенке, как Линдон Джонсон размазал Голдуотера. Но зачем этот жестокий для миллионов семей в Америке – и в мире -- эксперимент, пусть даже ненадолго, пусть на четыре года? Избежать его, разве это не достаточное основание голосовать за Обаму?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow