СюжетыПолитика

Невеселые фальстарты

Дебаты кандидатов в Координационный совет оппозиции еще не начались, а внутренние разногласия уже ставят выборы под угрозу

Дебаты кандидатов в Координационный совет оппозиции еще не начались, а внутренние разногласия уже ставят выборы под угрозу...

Что делать с «экстремистами»?

21 сентября ЦВК оппозиции аннулировал регистрацию Бориса Стомахина по решению оргкомитета. Один из кандидатов в КС, социалист Павел Пряников, немедленно отреагировал в «Фейсбуке»: «Методы, которыми действует эта компашка, — это уже не тихий, а громкий ужас. Сначала Навальный писал доносы по 282-й статье, теперь его дело перенял сын вице-президента «Связьинвеста» Яшин. Можно по-разному относиться к Борису Стомахину, но выдержать 4 года лагерей за инакомыслие, там, где он стал инвалидом, — это для любого человека, воспитанного в иудеохристианской, гуманистической традиции, заслуживает всяческого уважения. А этого Илью Яшина — на свалку истории, в самый сырой и темный подвал пиночетовщины!»

Стомахин действительно провел в заключении 5 лет по обвинению в публичных призывах к экстремистской деятельности и возбуждению ненависти либо вражды, но сам он считает, что дело было полностью сфальсифицировано. И сейчас Стомахин публично выразил возмущение решением ЦВК. «История отстранения двух кандидатов (вместе со Стомахиным из числа кандидатов был исключен и Николай Королев, отбывающий пожизненное наказание за причастность к совершению терактов. — О. П.) от выборов совершенно позорная, превращающая сами эти выборы в фарс ничем не лучше путинско-чуровского, — рассказал он «Новой». — Я с самого начала подозревал, что меня могут вообще не зарегистрировать, поскольку руководителем ЦВК был назначен Волков, который, пока я сидел, публично высказывался в интернете, мол, пусть этот Стомахин сгниет в лагере, никакой он не политзаключенный. Но Волков оказался порядочнее, чем я думал, и оба раза — при регистрации и при голосовании об исключении — голосовал за меня».

Экс-кандидат в КС утверждает, что он не был особо удивлен тем, что именно Илья Яшин стал инициатором обжалования регистрации. «Еще когда меня посадили в 2006 году, один из моих друзей пытался поговорить с Яшиным о моей защите, но Яшин тогда заявил, что я должен сидеть не 5 лет, а 15. При этом за все годы, что я его знаю, я не сделал ему ничего плохого, то есть его ненависть ко мне объяснялась исключительно моими политическими взглядами», — рассказал нам Стомахин.

Сам Яшин так прокомментировал эту ситуацию в разговоре с «Новой»: «ЦВК создан, чтобы принимать решения, что он и сделал. По регламенту, любой кандидат может оспорить то или иное его постановление, направив соответствующую жалобу. У нас есть четкое положение — кандидат в КС оппозиции должен разделять ценности, сформулированные в резолюциях митингов, то есть народовластие, гарантию прав и свобод и ненасильственные методы политической борьбы. Не так уж и много. Но очевидно, что Стомахин этим критериям не соответствует. Он неоднократно заявлял, что русский народ «недоразвитый», не имеет права выбирать себе руководителей. Не говоря уже о том, что Стомахин призывал залить Россию кровью — на мой взгляд, прямой призыв к убийствам».

Юлия Дрогова, член Выборного комитета, рассказала «Новой», что ЦВК — подчиненный орган по отношению к оргкомитету. По регламенту, все жалобы на действия ЦВК рассматриваются оргкомитетом, который и принимает решение. «Думаю, здесь была ошибка ЦВК. Видимо, мы недостаточно внимательно отнеслись к изучению деятельности Стомахина. Яшин воспользовался своим правом заявить, что он не готов находиться в одной компании с таким человеком», — считает Дрогова.

Тем не менее противники Яшина в «Фейсбуке» уже начали подписываться под письмом в ЦВК с просьбой отстранить члена движения «Солидарность» от участия в выборах.

Кого испортит «денежный вопрос»?

Еще один конфликт в еще не созданном КС инициировал пост Ксении Собчак, в котором она обвинила депутата Госдумы от «Справедливой России» Илью Пономарева в неуплате обязательного взноса 10 тысяч рублей при регистрации в качестве кандидата на выборах.

«Несмотря на приличную зарплату, которой его обеспечивают налогоплательщики, несмотря на солидный годовой доход, Пономарев платить не захотел. Типа регистрируйте так и только посмейте отказать», — написала Ксения в ЖЖ. Также Собчак заявила, что внесла 10 тысяч за справедливоросса. В ответном посте «Гламурная атака на единство оппозиции» Пономарев попросил вернуть Собчак деньги.

Илья Пономарев сообщил «Новой», что в данный момент проводится финансовая проверка его счетов, из-за чего они были заморожены. «Я не могу проводить никакие платежи, не могу даже оплачивать мои ежедневные нужды, не говоря уже о сборе в КС. Оплата мной действительно не была произведена, о чем я за неделю до «дедлайна» проинформировал оргкомитет. В итоге было принято решение, что впоследствии я заплачу не только за себя, но и за некоторых других кандидатов», — пояснил Пономарев. Он также полагает, Собчак сделала это намеренно: «Чтобы очернить меня, Ксения Анатольевна повела себя крайне недостойно. Может быть, подобное принято в ее среде, в гламурном «Доме-2», но не в оппозиционных кругах», — считает Пономарев.

Вопросы также вызывает источник, раскрывший Собчак информацию для внутреннего пользования. Сама Ксения уверена, что никакого регламента не нарушала.

«Я готовлю дебаты кандидатов КС, мне прислали списки с именами зарегистрировавшихся, в котором фамилия Пономарева была помечена знаком вопроса», — рассказала она «Новой». Кроме того, Ксения подтвердила, что действительно оплатила регистрационный взнос и за депутата. «Я сделала то, что считала правильным, люди должны быть в курсе», — закончила Собчак.

Кризис избирателей

Еще один вопрос, который широко обсуждается особенно в среде противников КС, — это угроза не набрать необходимое число избирателей.

Регистрация избирателей в КС стартовала 10 сентября, и за 15 дней их число достигло 35,5 тысячи. Цифра, конечно, внушительная, если не считать заранее определенного количества отданных голосов, при котором выборы могут состояться: 100 тысяч. С такой динамикой до 18 октября эта цифра поднимется еще на 55 тысяч.

В ЦВК, однако, призывают не волноваться. Юлия Дрогова уверила нас, что активность потенциальных избирателей только возрастет ближе к выборам. «С 1 октября начинаются дебаты кандидатов на телеканале «Дождь», они привлекут дополнительное внимание к выборам. Это факт, проверенный и «настоящими» выборами», — рассказала Дрогова «Новой».

Ее поддерживает и Сергей Удальцов: «Ни о каком кризисе говорить неуместно. Процесс идет, до голосования еще почти месяц. Если мы поймем, что не достигаем необходимого количества избирателей, то этого не нужно стесняться, нужно просто отложить выборы. Ведь мы должны провести их качественно, а не для галочки».

Правда, пока не понятно, что действительно будут делать руководящие органы в том случае, если минимальная планка не будет достигнута. Удальцов настаивает на том, что в таком случае голосование придется отложить: «Не могу говорить за всех, но лично я буду выступать за то, чтобы их перенести. Мы должны воспринимать это как опыт, должны проверить, как можно провести честные, независимые от государства выборы». Лидер «Левого фронта» уверен, что и 100, и 150 тысяч — это не такая уж большая цифра, но, как надеются в ЦВК, она способна решить судьбу оппозиционного движения в России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow