СюжетыПолитика

Стыд и совесть Госдумы. Зачем депутат Пехтин вспомнил о своем «родовом гнезде»?

Вероятно, глава думской комиссии по этике Владимир Пехтин совершает операции с недвижимостью с целью хорошо заработать за счет бюджета

Этот материал вышел в номере № 110 от 28 сентября 2012
Читать
Депутат от «Единой России», председатель комиссии по регламенту и этике в Госдуме, Владимир Пехтин, разменяв седьмой десяток лет, вдруг вспомнил о своем «родовом гнезде» — доме ХIХ века постройки в курортной зоне Петербурга, на побережье двух озер, вблизи Новоорловского лесопарка.
Петр Саруханов — «Новая»
Петр Саруханов — «Новая»
Изображение

Депутат от «Единой России», председатель комиссии по регламенту и этике в Госдуме, Владимир Пехтин, разменяв седьмой десяток лет, вдруг вспомнил о своем «родовом гнезде» — доме ХIХ века постройки в курортной зоне Петербурга, на побережье двух озер, вблизи Новоорловского лесопарка.

На первый взгляд память проснулась поздно и неудачно: как раз в тот момент, когда, судя по планам застройки Северной столицы, местные чиновники собрались старое строение снести, а на его месте проложить дорогу. Но первый взгляд часто обманчив. Вооружившись калькулятором, можно понять вероятную причину покупки: если и возникнет у парламентария повод для грусти, то его душевные страдания щедро оплатят за счет казны.

Пехтин приобрел дом (площадью 190 кв. метров) на Большой Десятинной улице, 11, в котором родился, и еще девять земельных участков (общей площадью 11 845 кв. м) рядом с ним очень даже вовремя. Кадастровая стоимость этих земель составляет 70 миллионов 894 тысячи 719 рублей. Восемь из них могут использоваться под индивидуальную жилищную застройку (ИЖС). Один (площадью 1967 кв. м) — как раз тот, на котором находится здание, — нет. Он предназначен лишь для размещения гаражей и автостоянок, поскольку и сам дом — по документам — сегодня «нежилое строение». Однако если депутат добьется изменения статуса участка (под ИЖС) — чем он сейчас и занят, а затем объединит все девять наделов, то, по оценкам экспертов, стоимость площадей в элитном районе возрастет в 7–10 раз. То же самое с «домом предков»: если Пехтин переоформит его в «жилой», он станет значительно дороже.

Изымать у собственника землю для госнужд и выкупать постройки городу придется по рыночной цене, что выльется для бюджета в приличную сумму.

Все подозрения в манипуляциях Пехтин категорически отрицает: «Никаких денег. Только — память…»

24 сентября в администрации Приморского района Петербурга состоялись-таки повторные публичные слушания по т.н. «земле Пехтина» (в первый раз — 27 августа — они не удались из-за неявки чиновников и малого количества слушателей). Собравшиеся (не больше 50 человек) разрешили депутату на принадлежащем ему участке строить дома, а не только гаражи и автостоянки. На то, что это противоречит городским законам и градостроительным нормам, немногочисленная «общественность» закрыла глаза. Возмущенных экспертов и оппонентов парламентария обвинили в «грязных инсинуациях». В начале октября тот же земельный вопрос депутата рассмотрит городская комиссия по градостроительству. Впрочем, оба решения носят рекомендательный характер. Хотя преодолеть эти формальности Пехтину необходимо. Однако главное и окончательное для него решение примет петербургский комитет по градостроительству и архитектуре. По мнению специалистов, не позднее чем через месяц.

Всю жизнь занятый на партийной работе и во власти Владимир Пехтин никогда прежде не грустил о городе детства так, как теперь. Петербургский москвич проделал бурный жизненный путь: от мастера бетонного завода на Колыме в Магаданской области (с 1974 года) до высоких постов в Совете Федерации (с 1997 года), в Госдуме (с 1999 года), в «Единой России» (с момента ее образования). Несколько лет назад он, говорят, даже метил на пост губернатора Приморского края. На президентских выборах в 2000 году являлся доверенным лицом Владимира Путина. Словом, не скучал.

Всё то время, пока делами и мыслями Пехтин был далек от берегов Невы, трехэтажный дом на Большой Десятинной улице, 11, ветшал. Более десяти лет назад здание признали аварийным, нежилым. Расселили.

В 2005 году местные власти утвердили Генплан развития города на 2012–2015 гг.

Согласно ему, именно по территории «родового гнезда» депутата протянется крупная важная магистраль М-7, соединяющая центр с северными районами города. Участок (1967 кв. м) вместе с домом, где родился Пехтин, по Генплану, попадают в зону строительства будущей автомагистрали(намечено на 2014 год, а проектирование, по предварительной информации, уже началось).

Но три года назад Владимира Алексеевича стала мучить тоска по знакомым с детства стенам. Видимо, и для чужих глаз — невыносимая. Иначе пока не объяснить, почему, зная о существующих планах строительства автобана, Смольный в 2009 году выставил на торги нежилое строение (190 кв. м) на Большой Десятинной улице, 11, с правом аренды на 49 лет прилегающего участка (1967 кв. м)? Пехтин его купил. А в феврале 2011 года, на правах владельца здания, главный этик Госдумы уже без аукциона получил в собственность и ранее арендованную им землю. Распоряжение о приватизации подписал зампред комитета по управлению городским имуществом Олег Ляпустин. Он сегодня не комментирует этот шаг.

В прошлом году Пехтин, как следует из его официальной декларации, опубликованной на сайте Госдумы, заработал 2 150 628 рублей. Несмотря на это, в том же 2011 году Владимир Алексеевич сумел приобрести рядом с домом на Большой Десятинной еще восемь смежных участков, стоящих, по данным официальной кадастровой оценки земель, свыше 20 млн 724 тыс. рублей. Причем в декларации за минувший год депутат отчего-то забыл упомянуть тот самый «родовой» участок площадью 1967 кв. м.Ни тот ни другой вопрос петербургские и московские представители парламентария в телефонных интервью прояснить «Новой» не смогли.

Все девять земельных наделов, принадлежащих депутату, фактически сегодня уже объединены и обнесены одним общим забором. А за ним — смотрите фото. Сравните сами: «родовое гнездо», приобретенное Пехтиным в 2009 году, — деревянная трехэтажка за дощатым забором, и «нежилое строение», принадлежащее ему сейчас. Дом с обшивкой ядовито-зеленого цвета, снабженный крышей с искусственной черепицей, пластиковыми стеклопакетами, современными дверьми…

— Это здание разрушено на 80%, — в интервью «Новой» уверяет Галина Инюшова, представитель Пехтина, выступающая по доверенности. — Здесь жили его предки, еще его дед этот дом строил, Владимир Алексеевич сам там родился. Он не разрешал трогать ни одной стены, поэтому дом сейчас не ахти какой красивый… Его только сайдингом сверху обшили, а под ним старые обгоревшие бревна. Никакого строительства на этой земле не было, нет и не будет. Когда назначение участка изменят, тогда здание, которое здесь стоит, отремонтируют, а ближайшую территорию облагородят…

А если там пройдет дорога, дом все равно придется снести?

— Мы будем поступать в соответствии с законом, — продолжает Инюшова. — Будем сносить. А что делать-то? Конечно! Это глупости, что Пехтину как депутату дадут какой-то отдельный карт-бланш. Конечно, нет. Если будет трасса М-7, значит, и его дом пойдет под снос.

Значит, правдивы те заявления, что Пехтин будет продавать городу и дом, и участок по другой цене? Не как землю, предназначенную для транспортной инфраструктуры, а как землю под ИЖС?

—Он уже купил их за такие деньги, что город никогда не возместит ему тех денег, которые он уже отдал. Никогда ему таких денег не заплатят — это, во-первых. А во-вторых, у него подобной цели нет. Он надеется, что трасса М-7 там проходить не будет и, возможно, его не тронут. Конечно, снос не входит в планы Владимира Алексеевича, это — его родовой дом. Конечно, ему неинтересно, чтобы у него его изъяли. Он родился в этом доме и хочет, чтобы он стоял для будущих внуков. Чтобы это было его родовое гнездо.

Комментарий эксперта

Александр КАРПОВ,

руководитель центра экспертиз ЭКОМ:

— Вся эта операция по смене назначения земель с самого начала ведется в очень большом несогласии с законом. Незаконной была даже организация публичных слушаний. Рассматриваемый участок находится в зоне ТУ (транспортно-дорожная сеть), где можно размещать только объекты транспортной и дорожной инфраструктуры. Список видов для зоны ТУ довольно ограничен: вестибюли метро, объекты городского транспорта, автосервисы, заправки, стоянки. Вопрос о переводе назначения данного земельного участка под ИЖС в принципе невозможен. Депутат Пехтин нарушил статью 39 Градостроительного кодекса России, попросив перевести участок, находящийся в зоне ТУ, в зону для строительства жилых объектов. Статья 39 обязывает заявителя ознакомиться с перечнем условно разрешенных видов и выбрать один из них, если подает соответствующую заявку. Довольно странно, что депутат федерального уровня не знает федерального законодательства, но это еще ладно. Но далее Владимир Пехтин обратился в орган власти, и тот был обязан ему как юридически неграмотному разъяснить все положения закона, ответить на его запросы, не собирая для этого никаких публичных слушаний. Но тот и собирает их, и проводит, что в данном случае не просто совершенно избыточные, но и незаконные действия.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow