СюжетыПолитика

Дело «Черной vs Дерипаска»: Стороны заключили мир, и Никите Михалкову не придется лететь в Лондон

Этот материал вышел в номере № 111 от 1 октября 2012
Читать
Красочная сага о становлении российского капитала середины 90-х — начала нулевых в исполнении Олега Дерипаски и Михаила Черного в Высоком суде Лондона звучать не будет. Истец и ответчик неожиданно для всех заключили мировое соглашение.Публике остается только гадать, почему эти двое, в отличие от Березовского и Абрамовича, предпочли свой сор из избы не выносить.
Изображение

То ли его было уж слишком много, то ли не захотелось выглядеть такими же клоунами, как предшественники. То ли этих двоих впечатлили издержки, понесенные предыдущими сутягами, — в общей сложности 100 миллионов фунтов. А может, поразило само решение суда по делу «Березовский vs Абрамович», признавшего факт одной лишь kryshi, «не более того», и указавшего на недопустимость устных договоренностей в бизнесе.

Как бы то ни было, 27 сентября, в день, когда должен был стартовать процесс «Черной vs Дерипаска», освящать который собрались многочисленные СМИ, стало известно, что истец и ответчик помирились.

Хотя еще в начале осени между ними шла ожесточенная война. Черной, например, параллельно затеял еще одно разбирательство, обвинив Дерипаску в организации широкомасштабной пиар-кампании с использованием «прослушки» для его дискредитации и лишения израильского гражданства. Что же касается дела, связанного с РУСАЛом, то еще во время предварительных слушаний в июле в Высоком суде юристы обеих сторон обменивались яростными обвинениями. Прямо как Березовский с Абрамовичем. Причем до боли схожи были статусы всех четверых: Черной, как и Березовский, — в розыске. Дерипаска же, как и Абрамович, — «на коне», успешный российский олигарх. И дружат они соответственно: Черной с Березовским, Дерипаска — с Абрамовичем. Ну и помогают друг другу в Высоком суде — Черной собирался выступать свидетелем Березовского, а Дерипаска выступил свидетелем на стороне Абрамовича. Теперь должно было быть все наоборот…

Да и иск Черного к Дерипаске до мелочей похож на иск Березовского к Абрамовичу. Истец напирал на совместный некогда бизнес и требовал причитающихся ему выплат, ответчик все отрицал и рассказывал суду о «крыше». Методы, формулы, схемы — назовите, как хотите, — доказывания в суде своей позиции повторяли методы уже закончившегося процесса. Черной написал, что он и Дерипаска познакомились в начале 90-х и сразу договорились о партнерстве 50/50, продлившемся до марта 2001 года — того момента, когда его, Черного, кинули. И поэтому теперь он требует с Дерипаски компенсации в сумме 1 миллиарда долларов за свою 20%-ную долю в РУСАЛе. Дерипаска же в ответ говорит: Черной был не бизнесменом, а личностью, связанной с «криминальными кругами», и платил ему Дерипаска не за доли, а за «крышевание».

И так же как у Березовского с Абрамовичем, здесь фигурировал лондонский отель: только назывался он не «Dorchester», а «Lanesborough», — где, по версии истца — Черного, 10 марта 2001 года с Дерипаской был заключен договор. Дерипаска не отрицал: встреча была, но никаких договоров в отеле не заключалось, а речь шла о прекращении «крышевания» бизнеса, а документы, о которых говорит Черной как о бизнес-договорах, на самом деле были «понятийкой» — еще одно словечко, которое, вслед за «крышей», узнала за время «русских сезонов» английская публика.

Кстати, о «крыше». Здесь стороны подкрепляли это понятие намного конкретнее, нежели Абрамович и Березовский. Так, Дерипаска принес на суд финансовые отчеты, которые якобы свидетельствовали об оплате услуг не только Черного, но и Антона Малевского, считавшегося лидером измайловской ОПГ, и Сергея Попова, считавшегося лидером подольской ОПГ. Выплаты, комментировали юристы Дерипаски, продолжались с 1995 по 2001 год, причем с 1997 по 2001 год было перечислено более 112,5 миллиона долларов. Еще стороны притащили в суд фотографии и видеозаписи, на которых Дерипаска, Малевский и Попов дружески отмечают дни рождения и свадьбы. По версии Черного, это означало их дружбу и тесное бизнес-партнерство, по версии Дерипаски — «ритуальное соблюдение отношений с «крышей». И это только малая часть милых откровений под присягой, и то — всплывшая лишь на предварительных слушаниях, об остальном теперь никто не узнает.

Впрочем, единственное, что было известно точно, — свидетелем должен был выступить Никита Михалков. Автора «Предстояния» в Высокий суд Лондона позвал ответчик. Видимо, кинорежиссер в свое время стал свидетелем крыши. Во всяком случае, то, что принадлежащая Дерипаске компания «БЭЛ Девелопмент» является партнером Михалкова в скандальном строительстве отеля в Малом Козихинском переулке, и то, что режиссер — член попечительского совета благотворительного фонда Дерипаски «Вольное дело», как-то не очень объясняет присутствие Михалкова на заседании…

Но кина не случилось. Утром 27 сентября в здании Высокого суда на Роллс-билдинг на электронном табло дела «Chernoi vs Deripaska» в списке заседаний не значилось. В секретарите суда сказали: начало слушаний перенесли на 2 октября. А уже вечером стало известно: «рассмотрение иска прекращено».

«И ни одна из сторон не будет делать дальнейших заявлений в отношении самого процесса или затронутых в нем вопросов», — заверили журналистов представители Дерипаски.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow