СюжетыОбщество

«Злонамеренная акция друзей»

Екатерина Самуцевич отказалась от услуг адвокатов на кассационном обжаловании приговора участницам Pussy Riot в Мосгорсуде

Этот материал вышел в номере № 112 от 3 октября 2012
Читать
Екатерина Самуцевич отказалась от услуг адвокатов на кассационном обжаловании приговора участницам Pussy Riot в Мосгорсуде...

Перед началом вчерашней кассации Катя – красивая, с новой стрижкой – выглядела уверенно и спокойно. Адвокаты попытались поговорить с ней до процесса, но «разговора не получилось – смотрела в сторону, молчала». Не стала читать письмо отца, переданного адвокатами, - Станислав Олегович пытался разубедить дочь: слухи о решении Кати появились еще в воскресенье. Девушки увлеченно разговаривали между собой, часто улыбались, никакой напряженности заметно не было.

Кассация началась с подачи ходатайства Самуцевич. «Я отказываюсь от услуг защитников Волковой, Полозова и Фейгина, так как у меня и у них расходится позиция по делу, - объявила Катя. - В данный момент я заключаю договор с другим адвокатом». «В чем не совпадает?» - уточнила судья. - «Я не хочу об этом говорить, пока в зале не будет моего адвоката».

Катю поддержали и адвокаты («Мы действуем в их интересах, и ходатайство нужно удовлетворить»), и другие девушки («Мы уважаем ее позицию»), отметив, что их это «не касается» и они по-прежнему хотят пользоваться защитой всех трех адвокатов. Адвокаты потерпевших в свою очередь заявили, что присутствуют при «домашней заготовке», направленной на затягивание процесса, однако не упустили возможности пройтись по «неквалифицированности Волковой». И они, и прокурор требовали начать процесс «так». Судья с ними согласилась.

«Вы не имеете права, я теперь осталась без защитника! Как вы можете рассматривать дело без моего защитника?» - закричала Катя. «Это совершенный беспредел продолжать процесс, когда у одной из нас нет адвоката!» – возмутилась Маша Алехина.

Судьи, посовещавшись, переформулировали ходатайство Кати в отвод, и, обсудив по второму кругу, удовлетворили. Кассацию перенесли на 10 октября. Напоследок судья Полякова посоветовала Маше и Наде сообщить ей, если у них тоже «сложится другое мнение» по поводу адвоката Волковой.

После процесса адвокат Фейгин сообщил журналистам, что не исключает, что решение Кати было принято под давлением. «Я думаю, что оперативники имели к этому отношение. Письма Кати и ее друзей о новом адвокате, отправленные по системе ФСИН-почта, проходили свободно, не цензурировались, хотя обычно там вырезается все. Отец Кати сообщил Виолетте, что первый адвокат, которого Катя предлагала нанять, чье имя передала из СИЗО, - бывший сотрудник, был связан со следователем Ранченковым, который вел дело против девушек».

Также Марк заявил, что приговор кассационной инстанции по Кате и по остальным двум девушкам может быть разным (имея в виду, что если Катя согласится признать свою вину, суд может пойти на снисхождение – Е.К.). Однако друг Кати Анно Комаров сообщил, что «раскаиваться она точно не собирается».

«Это злонамеренная акция ее друзей, - уверена Виолетта Волкова. - Они обвиняют - в цензурировании писем и финансовой нечистоплотности - всех адвокатов, но лишили защиты только Катю. Лишать человека защиты из-за своих пустых подозрений неправильно. У меня не было никаких конфликтов с Катей, она никогда не говорила мне, что я неправильно веду дело. Две недели назад она сказала мне, что хотела еще более часто видеть у себя адвокатов, чтобы получать больше информации с воли. (Адвокаты посещают девушек дважды в неделю – Е.К.). Она сказала, что думает о еще одном адвокате – для передачи информации, не для участия в процессе. Сказала, что сообщит об этом по электронной почте друзьям».

Как известно «Новой», недовольство адвокатом Виолеттой Волковой Катя впервые высказала в письмах к друзьям полторы недели назад. В письмах Катя писала о необходимости дополнительного адвоката, который, не участвуя в основном процессе, будет обеспечивать гражданские интересы Кати, в том числе – более интенсивный обмен информацией между девушками в СИЗО и их друзьями на свободе. В пятницу в СИЗО-6 прошел адвокат (его имя не оглашается), который со слов Кати составил письмо друзьям. В письме Катя сообщала о своем намерении отказаться от услуг Виолетты Волковой (именно она специализировалась на защите Кати в процессе) и остальных адвокатов, подробно объяснив причины своего недовольства. Друзья Кати не оглашают эти причины, ссылаясь на тайну личной переписки.

Члену Общественной наблюдательной комиссии Анне Каретниковой, посетившей девушек в субботу, Катя объяснила, что хочет сменить адвоката, так как их «процессуальные позиции по делу разошлись». «Я спросила: когда разошлись? Катя сказала: после окончания процесса, - говорит Анна. - Маша и Надя – я их тоже посетила – были очень удивлены Катиным решением, очень хвалили своих адвокатов. Маша даже назвала все это все это «сурковской пропагандой». Члену ОНК Зое Световой, по просьбе адвокатов посетившей СИЗО накануне кассации, Катя также сказала, что «думает над этим вопросом». Запуганной Катя не выглядела.

«К прежним адвокатам претензий нет никаких, - говорит подруга Кати Таисия Круговых. - Но заменить адвоката - это желание Кати, и мы способствуем его исполнению».

«Екатерина абсолютно вправе выбирать адвоката, который ее устраивает, - соглашается адвокат Марии и Надежды Марк Фейгин. - Мы приветствуем, если это будет сильный адвокат, который сможет достойно защищать ее интересы. Это сложный процесс, большой объем материала, обвинительный уклон. Но я думаю, что такие адвокаты есть, и они согласятся Катю защищать. Мы бы предпочли, чтобы новый адвокат, в случае, если его позиция сходна с нашей и наших доверителей, сотрудничал с нами. Если же наши позиции будут различны, то, конечно, ни о каком сотрудничестве речи не идет».

На данный момент соглашение между новым защитником и Самуцевич еще не заключено. Новому адвокату предстоит очень быстро войти в процесс Pussy Riot, который длится уже восемь месяцев и состоит из череды ходатайств и судов. Завтра состоится рассмотрение гражданского иска Юрия Задоя (город Бердск) и Ивана Квасницкого (Новосибирск) – они требуют с девушек по 30 тысяч рублей за моральный ущерб. Также на этой неделе адвокаты отправят пакет документов в Страсбург – жалоба на последнее продление содержания Маши и Нади под стражей. Пока неизвестно, присоединится ли к этой жалобе новый защитник.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow