СюжетыОбщество

«Четвертая власть» приспускает флаги

В минувшую субботу в возрасте 86 лет умер Артур Окс Сульцбергер-старший — легенда американской журналистики

Этот материал вышел в номере № 112 от 3 октября 2012
Читать
В минувшую субботу в возрасте 86 лет умер Артур Окс Сульцбергер-старший — легенда американской журналистики
Изображение

Артур Окс Сульцбергер-старший одним из первых понял, что будущее — за мультимедийными империями. На основе популярной газеты, которая, кстати, является «семейным бизнесом» (его дед Адольф Окс купил ее в 1896 году), он создал мощное предприятие с многомиллиардными оборотами, охватившее всю Америку от побережья до побережья, включающее в себя 21 региональную газету, 9 журналов, посвященных гольфу и другим видам активного отдыха и досуга, две радио- и восемь телестанций, интернет-издания, независимую новостную службу. И отдельной строкой — газета The Boston Globe, купленная за рекордную сумму $1,1 млрд.

В заявлении президента Обамы отмечается: «Артур помог трансформировать «Нью-Йорк таймс» и одновременно сохранить ее статус как одной из наиболее успешных и уважаемых газет в мире. Он стойко верил в свободную и независимую прессу и был из тех, кто не боится искать правду, не боится призывать к ответу тех, кто находится у власти, и не боится рассказывать истории, которые должны знать все». Это — лучший некролог издателю.

Но независимость возможна только тогда, когда крепко стоишь на ногах. Всю свою деятельность на посту издателя Сульцбергер добивался прибыли и расширения бизнеса, чтобы никто не мог диктовать ему, что и как освещать в газете. Джон Экерс, бывший председатель совета директоров IBM, член коллегии «Нью-Йорк таймс», вспоминает, что в основе философии издателя лежал принцип: «высокие прибыли газеты обеспечивают высокий уровень журналистики». Именно так, и не наоборот.

В 1971 году «Нью-Йорк таймс» опубликовала секретные документы Пентагона о вьетнамской войне. Военный аналитик Дэниэль Эллсберг под страхом смертной казни передал редакции 47 томов, которые раскрывали реальное положение дел: то, что на самом деле думали политики и военные о Вьетнаме. В 1971 году, когда в июньских номерах «Нью-Йорк таймс» появились первые статьи, содержащие «бумаги Пентагона», администрация Никсона потребовала немедленно прекратить публикацию — «по соображениям национальной безопасности». Сульцбергер и газета отказались подчиниться Белому дому, ссылаясь на Первую поправку к Биллю о правах, гарантирующую свободу слова. Дело слушалось в Верховном суде. Газета победила, получив за скандальную публикацию Пулитцеровскую премию — высшую награду в области журналистики. За время, когда Артур Окс Сульцбергер возглавлял издательство «Нью-Йорк таймс», газета выиграла 31 «пулитцер». Историческое значение публикации «бумаг Пентагона» в том, что политики убедились: «зарываться» больше нельзя, всегда найдется тот, кто «прольет свет», расскажет людям правду, и тайное станет явным. По крайней мере — в Америке. Это и есть главное наследие Артура Окса Сульцбергера. Во времена, когда чтение газет шло на убыль, он поднял тиражи «Нью-Йорк таймс» до 1,1 миллиона и увеличил доход компании Times со $100 миллионов до $1,7 миллиарда.

В середине 70-х, когда газета попала в зону финансовой турбулентности, ее издатель решился на экспансию, увеличив в два раза число газетных секций: введя городские новости и бизнес-приложение, увеличив количество газетной площади, отведенное на рекламу. Цель — привлечь новых читателей, прежде всего женщин, а также рекламодателей — была достигнута. Риск оправдал себя.

В 1992 году Сульцбергер-старший передал издание газеты своему сыну Артуру Оксу Сульцбергеру-младшему, а в 1997-м отдал сыну пост председателя совета директоров. Семье принадлежит контрольный пакет акций издания. В век корпоративного управления массмедиа четвертое поколение одной семьи, контролирующее одну из ведущих газет Америки и мира, выглядит анахронизмом. Однако, как шутил покойный издатель, «семейственность — лучший способ управления газетой».

Сульцбергер оставил в наследство свой метод управления медиаимперией. Его задачей было нанять правильных людей: менеджеров для бизнеса и редакторов для выпуска газетного контента и сформулировать главные принципы, установить стандарт — профессиональную планку. Это всё. «Он не вникал в редактуру и всецело доверял кадрам, которые выбирал сам», — отмечает Макс Френкель, один из пяти главных редакторов, сменившихся за годы правления Сульцбергера. Издатель регулярно присутствовал на планерках, где обсуждались темы завтрашнего номера, но никогда не вмешивался, даже в процесс написания редакционных статей. Обычно он прочитывал их только утром, когда разносчики доставляли газету в его квартиру на 5-й авеню Манхэттена. В редких случаях, когда речь шла о горячих темах, которые обсуждает вся Америка, издатель, если считал необходимым сообщить свою точку зрения, делал это, посылая внутриредакционные служебные записки и подписываясь «Панч» — так его звали родители в детстве.

Уходя от дел в 1997 году, Сульцбергер пророчески высказался о будущем газет в эру телевидения и интернета: «Бумага и чернила останутся для печатания таких газет, как наша. Сейчас новостей в мире хватает. Если хотите новостей, заходите в киберпространство и хватайте там что ни попадя. Я не думаю, что у большинства людей хватит времени и знаний, чтобы выделить важное из тамошнего мусора. Покупая «Нью-Йорк таймс», вы не покупаете новости, вы приобретаете готовые оценки».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow