КолонкаПолитика

ВВ в зеркале ТВ. Человек из телевизора отмечает юбилей

Этот материал вышел в номере № 113 от 5 октября 2012
Читать
Изображение

Послезавтра страна будет отмечать юбилей «национального лидера». Наверняка не останется в стороне и федеральное ТВ, хотя в воскресной программе ничего специально юбилейного не значится. И даже больше того — названия фильмов, которыми каналы открывают такой значимый день, читаются в контексте праздничного события как чистая крамола: «Прощальная гастроль Артиста» («Россия-1»,) «Тараканище» («ТВ Центр»). Только Первый канал не подкачал, начиная воскресное вещание с фильма «Мировой парень».

Но это шутка, разумеется. А если всерьез, то в свой юбилей Владимир Путин точно появится на НТВ. «Центральное телевидение», возрождаемое в виде трехчасового информационно-развлекательного канала, объявило о том, что ведущему Вадиму Такменеву удалось провести неделю рядом с Путиным и запечатлеть его в редкие «неформальные» моменты: в бассейне, перед началом рабочего дня, в мчащемся кортеже, в ночной резиденции. «Обычно таким Путина видит только самый ближний круг», — говорится в анонсе, размещенном на сайте НТВ.

Прочитала анонс и поняла, что вхожу в этот «самый ближний круг» Владимира Владимировича. И я уже таким Путина видела. «Редкие неформальные моменты» до Вадима Такменева посчастливилось запечатлеть документалистам Сергею Мирошниченко и Виталию Манскому в фильмах «Неизвестный Путин» и «Путин. Високосный год», а также немецкому журналисту Хуберту Зайпелю, чей фильм «Я, Путин. Портрет» был показан каналом НТВ в день инаугурации нового-старого президента России. И бассейн, и мчащийся кортеж, и ночная резиденция там присутствуют в качестве дежурного, видимо, набора эпизодов, призванных показать, что ничто человеческое Путину не чуждо.

Стоит ожидать и сюрпризов. Пять лет назад таким сюрпризом стал фильм Никиты Михалкова «55». «Мы живем в период, когда Россия сосредотачивается. И все эти перемены так или иначе связаны с его именем и его последовательным, поступательным, созидательным движением во времени и пространстве, — с глубоким личным чувством, едва сдерживая скупую мужскую слезу, вещал автор панегирика, сокрушаясь, что совсем скоро Путин уйдет со своего поста. — Но кем бы ни был и чем бы ни занимался наш президент, в любом качестве своего существования — я хочу верить, и, думаю, эту веру разделяет большинство людей, живущих в нашей стране, — все это он будет делать с достоинством мужчины и офицера».

Теперь же, к радости Никиты Сергеевича и «большинства людей, живущих в нашей стране», «наш президент» снова на посту и поздравить его с очередной юбилейной датой сочтут за честь многие. Впрочем, наш именинник практически с первых дней своего правления сам выбирает себе журналистов, которым милостиво соизволяет общение с собой в эфире. Именно при нем тележурналисты охотно согласились на роль статистов, как радостно согласились на ту же роль и простые граждане во время ставших традиционными «прямых линий» Путина с народом. Раз в год все информационные и технологические ресурсы главных телекомпаний страны бывают брошены на то, чтобы обеспечить прямое общение Владимира Владимировича с отборным народом. Раз в год в самом что ни на есть прямом эфире (который и остался-то лишь здесь да во время спортивных трансляций) ВВП демонстрирует абсолютное владение ситуацией, оттачивает искусство риторики, а порой и являет настоящие телепатические способности. Так, года три назад, во время очередной «прямой линии», отвечая на вопрос одной женщины, забывшей от волнения представиться, Путин с ходу угадал ее имя-отчество, напомнив легендарного Вольфа Мессинга, сериал о котором как раз шел тогда по ТВ.

Редактор газеты, где я тогда работала, чуть не умер от ужаса, увидев в моем телеобзоре это лестное, на мой взгляд, сравнение Путина с Мессингом. И буквально взмолился: «Не надо писать о Путине! Пожалейте меня! Вы же о телевидении пишете — вот и пишите. При чем здесь Путин?» «Как это при чем? — изумилась я. — ВВ от ТВ, как и ТВ от ВВ, неотделимы. И потом — я ведь не о Путине пишу, а о его телевизионном образе». «О, — возликовал несчастный редактор, — а не могли бы вы указывать в скобочках: имею, мол, в виду не лично Владимира Владимировича, а его телевизионный образ». Тут уж я расхохоталась в голос, представив себе реакцию читателей и коллег. Вскоре с той газетой пришлось расстаться, да и боязливый редактор недолго продержался на своем высоком посту.

Но, разумеется, абсолютное большинство граждан страны имеет дело именно с телевизионным образом нашего юбиляра. И образ этот ТВ начало лепить с первых же буквально часов его вступления на высший государственный пост. В новогоднюю ночь судьбоносного для страны 2000 года традиционные развлекательные программы на федеральном ТВ внезапно прервались, и слегка затуманенному новогодним шампанским взору россиян предстало явление Путина на военном аэродроме Грозного. Только что назначенный исполняющим обязанности президента России, Владимир Владимирович совершил перелет из Москвы в Чечню, чтобы поздравить российских офицеров и солдат с Новым годом и вручить им награды и подарки. В сопровождении тогдашнего министра печати Лесина, жены Людмилы, цокающей по летному полю на высоких каблуках, и почему-то Михаила Боярского в вечной шляпе Путин поприветствовал выстроенных на поле воинов, вручил награды, пожал руки и улетел, произведя на российских граждан неизгладимое впечатление — особенно по контрасту с тяжелобольным предшественником, давно уже утратившим мобильность.

Этот брутальный образ «офицера и мужчины» пришелся по вкусу не только электорату, но и самому герою. С тех пор в движенье Путин жизнь ведет, в движенье: ныряет, летает, тушит пожары, лично обкатывает продукцию отечественного автопрома, спасает диких животных, находит древние амфоры на дне морском, поднимает в небо стерхов, указывая им путь в теплые края…

А вот злорадства и ехидства в свой адрес Владимир Владимирович не терпит. Канал НТВ, позволивший себе сравнение героя с Крошкой Цахесом, а также вспомнивший пушкинское «Властитель слабый и лукавый», вскоре приказал долго жить… совсем иному, обновленному каналу НТВ, журналистам которого теперь «удалось» снять Путина в «редкие неформальные моменты». Так что юбилей ВВ — это и праздник ТВ. Именно оно сотворило себе и народу кумира, сделав его главной и позитивной новостью каждого дня. Как говорят телевизионщики, его камера любит. Попробовала бы не любить, ха!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow