РасследованияПолитика

«Требуем открытого процесса»

Дети Анны Политковской — Вера и Илья — выступили с заявлением о необходимости расторжения сделки со следствием

Этот материал вышел в номере № 115 от 10 октября 2012
Читать
Дети Анны Политковской — Вера и Илья — выступили с заявлением о необходимости расторжения сделки со следствием

Сегодня нами было подано ходатайство в Следственный комитет и в Генеральную прокуратуру о необходимости расторжения сделки со следствием, которую заключил Дмитрий Павлюченков, обвиняемый в убийстве нашей мамы. Ознакомившись с материалами его уголовного дела, мы пришли к убеждению, что он не выполнил взятые на себя обязательства и должен оказаться на одной скамье подсудимых со всеми другими. И это должен быть один открытый процесс под контролем общественности и СМИ.

Не ставя под сомнение показания Павлюченкова о причастности к убийству других членов преступной группы, поскольку они подтверждаются собранными по делу доказательствами, мы тем не менее уверены в том, что Павлюченков, в надежде избежать сурового приговора, попытался существенно принизить свою роль в преступлении, а также — предложить следствию «политически мотивированную», но ничем не подтвержденную версию о заказчике убийства. Подполковник МВД Павлюченков — не напуганный соучастник, а один из непосредственных организаторов убийства, использовавший свои служебные полномочия и возможности для расправы над нашей мамой. Поэтому мы требуем расторжения сделки со следствием, объединения уголовных дел в одно производство и, повторяем, — открытого и гласного судебного процесса, по результатам которого, если вина обвиняемых будет доказана, все они — и Павлюченков в том числе — должны понести наказание, соразмерное совершенному ими, без какого бы то ни было снисхождения.

Вера Политковская, Илья Политковский

Необходимые пояснения от редакции

8 октября Вера и Илья Политковские вместе со своими адвокатами — Каринной Москаленко, Анной Ставицкой и Романом Карпинским — подписали протокол ознакомления с материалами первого из уголовных дел, возбужденных в отношении убийц обозревателя «Новой газеты». Это дело касается лишь одного человека — бывшего подполковника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, который пошел на сделку со следствием, и теперь его должны судить особым порядком — то есть не вдаваясь в подробности и в закрытом режиме. Именно этому и пытаются воспротивиться Илья и Вера. (О роли Павлюченкова в убийстве — см. расследование «Новой» в № 114 от 8 октября этого года.)

Реакция Следственного комитета последовала незамедлительно: как сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин, следствие не видит оснований для расторжения сделки. И 9 октября Павлюченков начнет читать свое дело, на что, по словам адвоката Карена Нерсесяна, также полагающего, что его клиент выполнил все взятые на себя обязательства, потребуется дней десять. Таким образом, можно предположить, что к концу октября материалы будут переданы в суд.

Однако не все так просто. Да, как заметил Владимир Маркин, Павлюченков начал давать показания по другому уголовному делу, но к уже заключенной досудебной сделке формально это не имеет никакого отношения. В документе, подписанном замом генерального прокурора Виктором Гринем, речь идет исключительно об убийстве Анны Политковской, и «бонус» по делу Полу Хлебникова, который предложил правоохранительным органам Павлюченков, должен быть оформлен в отдельное соглашение. Ко всему прочему принимать решение по ходатайству Веры и Ильи Политковских будет не Следственный комитет, а Генеральная прокуратура, которая, однако, тоже далеко не последняя инстанция. Ничто не мешает потерпевшим поставить вопрос о расторжении сделки непосредственно в суде, а потом оспаривать его решение в кассационной и надзорной инстанциях.

Хотя, действительно, согласно законодательству, мнение потерпевших о том, насколько исполнено досудебное соглашение со следствием, может не учитываться, поскольку носит рекомендательный характер. Подобную нелепость, существенно ограничивающую права людей, потерявших своих близких, затвердил и Конституционный суд. Так что в этом правовом контексте судьба ходатайства Веры и Ильи Политковских, казалось бы, предрешена. Но стоит все же дождаться не заявлений пресс-служб, а процессуальных документов: ведь это уголовное дело — более чем принципиальное для российских властей.

Если сделку все-таки расторгнут, то дело Павлюченкова будет соединено с «большим делом», обвиняемыми по которому проходят Рустам, Джабраил и Ибрагим Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов и Лом-Али Гайтукаев. Сроки следствия по этому делу практически вышли. Как стало известно «Новой», уже на этой неделе потерпевшим и их адвокатам могут быть переданы для ознакомления более 30 его томов. Не позже 30 октября должны начать «читку» и обвиняемые. Столь жесткие сроки связаны с тем, что 30 ноября 2012 года истекает предельно допустимый срок заключения под стражу предполагаемого киллера — Рустама Махмудова. Сам же «большой процесс» начнется в Мосгорсуде не ранее января будущего года и, по всей видимости, с участием коллегии присяжных.

Отдел расследований

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow