СюжетыПолитика

Убедить за 30 секунд

Новые формы агитации на выборах в Координационный совет оппозиции: полуминутный монолог и анонимное эссе

Этот материал вышел в номере № 115 от 10 октября 2012
Читать
Окончательный список кандидатов в Координационный совет оппозиции (КС) вызвал массу нареканий: во-первых, в нем оказалось аж 215 фамилий, во-вторых, половина из них мало известны даже в узких кругах. Центральный выборный комитет (ЦВК) решил помочь избирателям разобраться в этом многообразии с помощью дебатов.

Окончательный список кандидатов в Координационный совет оппозиции (КС) вызвал массу нареканий: во-первых, в нем оказалось аж 215 фамилий, во-вторых, половина из них мало известны даже в узких кругах. Центральный выборный комитет (ЦВК) решил помочь избирателям разобраться в этом многообразии с помощью дебатов.

Свою площадку предложил канал «Дождь». В течение прошлой недели все 215 кандидатов, разделенные жребием на группы по четыре человека, приняли участие в первом туре. Времени у каждого было в обрез: на одну четверку выделялось десять минут эфира. Из них по тридцать секунд на представление себя, дальше — ответы на вопросы ведущих. Победителя каждой четверки выбирали голосованием на сайте ЦВК (только для зарегистрированных пользователей) и на сайте «Дождя». Кроме того, каждый день определялся победитель SMS-голосования зрителями канала.

В результате получился шорт-лист из шестидесяти кандидатов, которые вышли в полуфинал, стартовавший в понедельник, 8 октября.

— Я считаю, что такая концепция идеальна, — резюмирует глава ЦВК Леонид Волков, автор идеи. — Я очень горжусь тем, что у нас получилось, и никакой критики не принимаю.

Критика была: по мнению многих, тридцати секунд явно мало, чтобы рассказать о себе хоть что-то, а тем более представить свою программу. Леонид Волков не согласен: этого времени вполне достаточно, чтобы «умный показал, что он умный, а дурак — что он дурак».

­Сказалась ли нехватка времени или еще какие-то причины, но результаты дебатов получились довольно неожиданными. Не подвели своих сторонников Сергей Удальцов, Борис Немцов, Дмитрий Гудков, Ксения Собчак, Илья Яшин. При этом многие признанные лидеры оппозиции и знаковые участники гражданских протестов в полуфинал не прошли: в их числе, например, Илья Пономарев, Геннадий Гудков, Ольга Романова, Людмила Улицкая, Сергей Шаргунов. Победить некоторых «вип-персон» удалось куда менее известным кандидатам: в топ-60 попали члены партии «Народный альянс» Любовь Соболь, Владимир Ашурков и Владислав Наганов, муниципальный депутат Константин Янкаускас, политолог Андрей Пионтковский и другие. Правда, с первым местом особой интриги не возникло: больше всего голосов (2639) на сайте ЦВК набрал Алексей Навальный.

Леонид Волков считает результаты показательными: стало ясно, что «место некоторых оппозиционеров в протесте случайно». Политолог Андрей Пионтковский призывает не судить так категорично:

­— Очень многое зависит от умения концентрироваться, владеть собой, от темперамента.

При этом оба сходятся: положительный эффект таких дебатов — появление новых имен.

Другая проблема дебатов — накрутки. На сайте ЦВК сложная система регистрации, без которой невозможно проголосовать, служит страховкой от разных ботов. А вот сайт «Дождя» менее безопасен. В пятницу он даже некоторое время «повисел» — из-за DDoS-атак. Но главное, там проголосовать мог абсолютно любой и сколько угодно раз. В результате, по словам Волкова, «Мавроди пытался накручивать голоса для своих протеже»: в частности, как считает глава ЦВК, именно участники пирамиды МММ провели в полуфинал Дмитрия Бурашникова — доверенное лицо снятого кандидата Максима Марцинкевича.

В результате в полуфинале решили ограничиться голосованием на сайте ЦВК: список финалистов из 20 имен должен появиться 12 октября, а с 15 по 19 октября продлится финальный раунд.

Во втором туре участники дебатируют уже тройками, да и содержательно формат начинает больше напоминать серьезный разговор, а не беглый обзор биографий кандидатов.

Еще один способ проявить себя — участие в конкурсе на лучшее эссе по теме «Основные цели, задачи и формат работы Координационного совета». По задумке ЦВК, эссе пишутся анонимно. Финалистов первого тура назовут сегодня, во втором туре им предстоит ответить на несколько вопросов.

Определить анонимных авторов действительно непросто: большинство эссе удивительно похожи и представляют собой в основном подведение итогов протестных акций, сжатое обозначение сфер, нуждающихся в реформировании, и вялые выпады против Путина.

Тем временем некоторые кандидаты решили отказаться от принципа «каждый за себя» и занялись формированием избирательных блоков. Первыми пример подали белоленточники, объединившиеся в «Белый блок». По словам Игоря Бакирова, это единственный блок, где нет «ни одного политика, ни одного пламенного революционера 90-х». В перспективе — создание коалиции гражданских активистов, куда белоленточники приглашают всех кандидатов из «гражданских».

Для самих кандидатов идти блоками (сейчас их всего 10) легче — во-первых, более узнаваемые фигуры делают рейтинг всему блоку, во-вторых, представить одну программу на всех проще, чем каждому свою. Хотя друг от друга эти программы и так не сильно отличаются. Все в один голос предлагают конституционную, политическую, судебную реформы, некоторые вспоминают еще об экономике и социальных гарантиях.

По большому счету, объединяются скорее по принципу личного знакомства. Так, «Семь кандидатов семи проектов» — это соратники Навального по Фонду борьбы с коррупцией и члены «Народного альянса».

­— Мы все давно друг друга знаем, — говорит Владимир Ашурков, исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией. — И каждый из нас уже что-то сделал. Мы занимались большими сетевыми проектами, мы умеем работать в команде и взаимодействовать с людьми.

Некоторые блоки создавались более спонтанно и объединили людей, познакомившихся уже после регистрации в ЦВК.

— Смирнов с Пряниковым сошлись благодаря петанку: они оба им увлекаются, — рассказывает Вадим Коровин из Прогрессивного блока. — Потом привлекли меня, Шальнева. Сейчас планируем дальше расширяться.

Прогрессивность блока, по словам Коровина, в институциональном подходе: нужно не просто убрать коррупцию, а пересмотреть федеральный договор, заменить правоохранительные органы, провести люстрацию.

Во многом Коровин и его товарищи повторяют идеи блока «Обновление». Но идти с ними рука об руку не готовы: «прогрессистов» раздражает, например, фигура Дмитрия Некрасова, который, будучи соратником Алексея Кудрина, попадает в категорию «системных либералов и кремлевских мурзилок».

А вот Дмитрия Гудкова и Илью Яшина из «Обновления» близость Некрасова к экс-министру не смущает — наоборот.

— Люди разных взглядов могут работать вместе, — убежден Гудков. — И политики, и гражданские активисты — все полезны, все нужны. Такая позиция — наша подушка безопасности. Нас объединяет то, что мы молоды, принадлежим к одному поколению и общей политической платформе. И мы хотим показать, что точек для взаимодействия у нас гораздо больше, чем для раскола.

Хочется верить, что Дмитрий Гудков прав — иначе смысла в существовании КС просто нет. Пока что кандидаты с трудом взаимодействуют даже по проблемам организации выборов в КС. В понедельник вечером на заседании оргкомитета многочисленные споры вызвал формат голосования.

— Звучали предложения вообще отказаться от офлайн-голосования, — рассказал Илья Пономарев. — Это, по сути, попытка саботажа выборов. Девяносто процентов аудитории либералов и правых — в интернете. А избиратели левых в основном будут голосовать через участки. Если бы от офлайного голосования отказались, мы бы просто сняли свои кандидатуры.

В общем, претензий друг другу, как обычно, много. Зато на 20—21 октября оппозиция планирует акции на Пушкинской площади в поддержку выборов в КС. По крайней мере, провести совместный митинг — это куда проще и привычнее, чем совместные выборы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow