СюжетыКультура

Поколение пепси и Фурсенко

Этот материал вышел в номере № 115 от 10 октября 2012
Читать
Стали заложниками «бабы ЕГЭ»

Галина ВАСИЛЬЕВА-ШЛЯПИНА, профессор, доктор искусствоведения

…В студенческих конспектах город Назарет записан как «город На Заре» или «город Лазарет». В отзывах о картинах молодые люди пишут: «Колорит произведения заставляет промчаться вороху мыслей в моей голове» или «Мне хочется запомнить незабываемый каламбур оттенков».

Читая лекции по культуре и изобразительному искусству на разных факультетах Красноярского госуниверситета (ныне Сибирского федерального) вот уже почти четверть века, я получила уникальную возможность наблюдать за скачкообразными изменениями интересов и приоритетов студентов — филологов и журналистов, биологов и химиков, экономистов. Проверяя письменные работы, замечаю, как на подсознательном уровне юность «проговаривается» о своих профессиональных целях, новых жизненных установках, которые разительно отличаются от наших.

Так, я прошу студентов самостоятельно описать свои впечатления от 15 картин художников (их список ежегодно меняется). Вот, например, какие отклики людей, рожденных в 90-х, вызвала картина Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты» (1638). Когда я воочию увидела этот эффектный портрет в Лондонской национальной галерее, сразу же загорелась желанием показать его студентам. Мне тогда хотелось долго рассматривать аристократически удлиненные лица, любоваться виртуозным изображением серебристого атласа, мерцающих тканей, тончайшего кружева и мягчайшей замши. Да и судьба юных братьев, позже погибших в гражданской войне, казалось бы, должна была способствовать пробуждению у столь же юных воспитанников высшей школы интереса к утонченному и просвещенному двору Карла I.

Резкие оценки этого произведения и полное отсутствие толерантности не могут не удивлять.

«На картине изображены два великолепных светских лоботряса. Какие у них накидки, каблуки, перчатки и волосы, как у спаниелей. Мне очень понравилась работа автора» (Татьяна, эк., 2-й курс).

«Надменность во взгляде уже с юных лет. Позы тоже вызывающие. Словно говорят: «Мы правим этим миром!» При всей роскошности картина скучна и не динамична» (Олеся, жур., 3-й курс).

«Они высокомерные и наглые. Ближай­ший к зрителю брат смотрит прямо на нас, но в его лице не читается ничего, кроме снисходительного «фу». Вроде как другого мы и не заслуживаем. Это подчеркивается их вытянутыми фигурами. Их внешний вид совсем не располагает к себе. Тогда спрашивается, почему они позволяют так себя вести? Потому что они знатные и богатые — видимо, ответ таков» (Софья, филол., 4-й курс).

«На голове у него спокойная счастливая улыбка» (Денис, эк., 2-й курс).

«Портрет двух братьев. Дорого и красиво одеты. Мне непонятно, что в них нашел автор. При их красоте, а именно высоком росте и золотистых волосах, они будто смотрят сквозь тебя. Говорят тебе: «Мы лучше!» (Екатерина, жур., 3-й курс).

«Картина насыщена блеском и лоском, самолюбием этих молодых людей. У меня, если честно, возникают неприятные чувства, когда я смотрю на эту картину. Слишком самовлюбленные, несносные, разбалованные мальчишки» (Кристина, эк., 1-й курс).

«Забавно смотреть на этих молодых людей, занимающихся самолюбованием. Ткани выполнены на все 5 с плюсом. Лица нежны и приятны, но их выражения и взгляды вызывают улыбку — нашли чем гордиться. Лучше бы задумались о своих человеческих качествах» (София, ин. яз., 1-й курс).

Перечитывая эти высказывания, довольно трудно определить, какой же опыт оказал столь неадекватное воздействие на их психику. Может быть, в основе такого неприятия лежит разросшаяся до гигантских размеров детская обида на казенность и убогость ранних впечатлений? Травма от рушащегося мира взрослых 90-х годов? Или же корень проблем в потере способности уживаться друг с другом, развившейся нетерпимости? А возможно, наше время, когда исчезло всесилие норм социального поведения, породит и новое чувство собственного достоинства, которое в первоначальную пору сказывается в остром неприятии чужого самодовольства?!

Следующая картина — «Степан Разин» Сурикова. Автор многократно ее переписывал, изменял, желая, чтобы в главном персонаже ощущалось «больше думы». Особенно его донимали вопросы о княжне. Вначале он отшучивался: «Вон круги-то по воде — только что бросил». А затем стал негодовать, упрекая зрителей в приверженности штампам, жаловался Максимилиану Волошину: «Ведь публика так смотрит: раз Иоанн Грозный, то сына убивает; раз Стенька Разин, то с княжной персидской».

Страшно представить, как повел бы себя Василий Иванович, если бы прочел студенческие отзывы на его многострадальную картину.

Изображение

«Не люблю исторические картины, особенно русские. Потому что мы все живем в России и знаем, как было и как будет. Ничего не изменилось, народ по-прежнему гребет, а кто лежал, так и лежит. Картина мне кажется очень мрачной» (Дарья, жур., 3-й курс).

«В этой картине я вижу модель государственного устройства в нашей стране, по сути, не слишком меняющегося с годами. Плывет лодка, куда плывет — не видят ни гребцы, ни главный, так как повернулся к будущему спиной. На другом конце лодки, позиционируя себя как видящих, куда все катится, оппозиция в четырех формах: активной (мужчина с мушкетом за поясом, в шапке с красным верхом), пассивной (мужчина со стаканом и саблей), смирившейся (спящий безоружный мужчина) и делающий вид, что все идет, как надо (улыбающийся мужчина). Но несмотря на разность подхода, все они просто веселят главного своим поведением» (Данил, био., 3-й курс).

«Но кто такой Степан Разин? Освободи­тель или все-таки вор и убийца? На мой взгляд, Суриков изображает Разина скорее как убийцу, нежели как освободителя. Мы можем это заметить по тем крестьянам, которые неустанно гребут веслами, в то время как Степан и его свита разбойников прохлаждаются на другом конце лодки» (Ярославна, эк., 2-й курс).

«Суриковский Разин изображен почти пугающе. По крайней мере, мне ни при каких условиях не хотелось бы столкнуться с ним! Все герои картины похожи на разбойников из русских сказок. Они, если можно так выразиться, настолько русские, насколько это вообще возможно» (Татьяна, фил., 4-й курс).

«Типичная Россия — кто не работает, того уважают. Степан погружен в думы, его товарищи вынуждены работать веслами. Очень реалистичная картина» (Мария, жур., 3-й курс).

«На лодке уже идет гулянье. Сидит мужчина, играющий на гитаре (русский народ при любых ситуациях поет). Рядом с ним видит уже не первый сон перепитый мужик. Многие русские мужчины с радости пьют, довольные своим результатом. Меня всегда потрясало множество русского народа, наш русский дух. Даже море за нас, оно не препятствует движению корабля» (Анна, хим., 1-й курс).

…Словно орды Мамая проскакали по маленьким островкам егээшных накоплений безликих дат, в ошметки расшвыривая хлипкие школьные знания об эпохах и событиях. Многие приписывают молодежи собственный опыт, часто не понимая, насколько непредсказуемо воображение их детей и внуков и как порой неожиданны ассоциации, вызываемые тем или иным произведением. Судя по этим, совсем непохожим на наши, реакциям и оценкам, пора радикально менять подачу знаний, накопленных человечеством. После знакомства со студенческими высказываниями задумываешься все чаще уже не столько о несовершенстве нынешней системы образования, сколько о наших общих, всей страны, перспективах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow