Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 116 от 12 октября 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

 

Невещественные доказательства

Мультимедиа Арт Музей в октябре отмечает 16-летие и по такому случаю дает сразу несколько выставок, самой интересной (оценочное суждение!) среди которых является «Россия. ХХ век в фотографиях. 1918–1940». В этих снимках — время глобальных мировых конфликтов и перемен, как оно осмыслялось и осознавалось страной. Не в форме переписанной истории, но в виде достоверных свидетельств, говорящих о ценностных ориентирах эпохи в целом и персонажей реального исторического процесса в частности. Лыбящийся Сталин и император Николай II с семьей в Тобольске; бравые физкультурники и трудовое крестьянство; почетный пенсненосец всея страны Калинин и Ленин-труп; уже обнесенный забором, но еще возвышающийся над землей оригинальный ХХС и Гражданская война; начинающие конструктивисты и постановочные пролетарии; строительство ДнепроГЭСа и визит Бернарда Шоу в Россию; и самый шедеврический кадр, давно гуляющий по интернету: толпа краснознаменных пионеров, поголовно в противогазах, готовых к труду и обороне прямо на дороге… В этих снимках исчерпывающе отражены безумное величие и великая шизофрения того времени.

Ул. Остоженка, 16. До 8 ноября

 

И снова — «гарики»

«Я был всегда уверен, что пишу стихи о свободе. И вот только приехав «на свободу», насколько это возможно в человеческом общежитии, я обнаружил, что на самом деле писал стихи о несвободе, потому что все равно у нас остается безумное количество несвобод: несвобода перед долгом, честью, ответственность перед чувством собственного достоинства, это несвобода любви, несвобода от возраста и болезней, несвобода генетическая, наследственная, это тянется всю жизнь», — сказал о себе Игорь Губерман, один из немногих в истории отечественной литературы авторов, чьи произведения — речь, конечно, о «гариках», афористичных, полных сарказма четверостишиях — ушли в народ, став своего рода присказками и побасенками, хлесткими, едкими и необычайно точными. Творческий вечер писателя сегодня в клубе «Гнездо глухаря» обещает быть событием литературного вкуса.

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

 

Большой теннис снова в Москве

Международный теннисный турнир среди профессионалов «Кубок Кремля» входит в состав серии соревнований ATP World Tour. В предстоящем с 13 по 21 октября турнире в СК «Олимпийский» примут участие многие звезды российского и мирового тенниса. В этом году среди участников — Николай Давыденко, Денис Истомин, Саманта Стосур, Анастасия Павлюченкова, Надежда Петрова, Люси Сафаржова, Андреас Сеппи, Томас Беллучи, Клара Закопалова и многие другие. Призовой фонд Кубка — $1,5 млн. Он будет разыгран в четырех разрядах — мужском одиночном и парном, женском одиночном и парном. Чисто статистически у россиян неплохие шансы на победу: за последнее десятилетие в одиночном разряде наши мужчины побеждали шесть раз, а женщины — четыре.

Олимпийский пр-т, 16, корп. 2

 

Пионерская точка

С каждым годом Израиль укрепляет свои позиции на кинокарте мира. Оставаясь популярными «дома», израильские фильмы попадают в программу если не каждого крупного международного кинофестиваля, то через один — точно. Причина этого не только в актуальности страны как горячей точки, но и в том, что, отталкиваясь от окружающих их реалий, конкретных и злободневных, тамошние режиссеры снимают универсальные картины о самых насущных проблемах современности, будь то несвобода человека во всегда иерархичном и кастовом обществе, религиозный фундаментализм и тирания традиций, проблемы сексуальной самоидентификации и конфликты на расовой почве. Программа XII Фестиваля израильского кино, который стартовал вчера в кинотеатре «Пионер», тому подтверждение.

Кутузовский пр-т, 21. До 17 октября

 

Dead Can Return

С момента образования в далеком 1981 году Dead Can Dance всегда были и остаются единственной в своем роде группой: их темную композиторскую манеру, впитавшую в себя музыки в буквальном смысле всех времен и народов, приятно отрешенный голос Брендона Перри и неистово роскошный вокал Лайзы Джеррард не узнать просто невозможно. Черпая вдохновение в культурах Ближнего Востока и средневековой Европы, средиземноморском солнце и мавританских песках, барочной опере и балканских ритмах, кельтских орнаментах и поэзии неистовых романтиков, за 17 лет активной творческой деятельности они создали целый культ, породили массу безуспешных подражателей, глубоко наследили в world music — и в 1998 году благополучно сошли со сцены, свой последний релиз записав за два года до этого. И вот они возвращаются — с альбомом, чье греческое название Anastasis недвусмысленно означает «воскрешение», и мировым туром в его поддержку. Надо сказать, «мертвые» воскресли вполне убедительно: новый материал звучит так, словно не было никакого 15-летнего перерыва, — синтезаторы все так же изображают тягучие струнные и часто подменяют собой ритм-секцию, цифровые возможности звукозаписи используются наравне с редкими инструментами из разных регионов мира, а музыка все так же становится ближе к земле, когда поет Перри, и взмывает в небеса, когда звучит голос Джеррард. 13 октября они играют в Крокус Сити Холле.

МВЦ «Крокус Экспо», Пав. №3. Начало в 20.00

 

Диалоги при свидетелях

«Я — человек, который любит разговаривать с людьми», — так говорит о себе Андрей Максимов, российский писатель, режиссер, журналист, драматург, известный теле- и радиоведущий, знакомый многим по программам «Ночной полет», «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким, «Ночь в музее» и др. Абонемент «Диалоги при свидетелях с Андреем Максимовым» в Московском международном доме музыки — серия диалогов-встреч с известными деятелями культуры и искусства России. Открывает цикл 14 октября вечер с Олегом Басилашвили. Те, кто близко знаком с актером, знают, какой он великолепный рассказчик, восхищаются его тонким юмором и иронией. «Басилашвили не бывает неинтересным, — говорит Максимов, — и потому мы ни о чем заранее не договаривались: есть сцена Дома музыки, есть зрители, жаждущие с вами поговорить. Приезжайте. И Олег Валерьянович ответил: «С удовольствием».

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

 

Любите книгу — источник знаний

Довольно долго в стране жил миф о «самой читающей нации»: в застегнутой на все пуговицы стране просто больше нечего было делать — раз; качество чтения никто не проверял — два; конкурентов у книги в лице мощной индустрии развлечений в СССР не было — три. В новейшей истории чтение, особенно домашнее, оказалось в опале и, как это ни смешно звучит, нуждается в популяризации. Именно на это направлен стартовавший в сентябре проект «Читающий город». Он подразумевает открытые чтения в парках и кафе, игры и квесты по темам литературных произведений, дискуссионные клубы, литературные экскурсии, тематические рубрики в СМИ, буккроссинг и многое другое. Одним из таких мероприятий станет лекция «Отношения с книгой. Читатель конца XX — начала XXI века», которую писательница Улья Нова прочитает 14 октября в Школе парка искусств «Музеон». Речь пойдет о книгах как источниках свободы и инакомыслия, о ненасытности читателей эпохи перестройки, о книгах в условиях современного информационного шума и еще много о чем интересном.

Крымский Вал, 2. Начало в 15.00

 

Фетишизм

С 15 октября в российском прокате «Боже, храни мой каблук» — первый документальный фильм, исследующий сокровенные отношения женщины и ее обуви. Как туфли стали ключевой деталью женского гардероба и неотъемлемым атрибутом сексуальности? Что сделало их знаковым объектом поп-культуры и предметом поклонения? В чем магия высокого каблука? В поисках ответа зритель перенесется в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, Париж и Милан и проследит историю обуви от античности до наших дней, заглянет в гардеробные знаменитых красавиц Ферджи, Диты фон Тиз, Моники фон Ньюманн, Келли Роулэнд. Картина предоставляет слово таким дизайнерам обуви, как Кристиан Лубутен, Маноло Бланик, Уолтер Стайгер, Пьер Арди, Бруно Фризони, Роберт Клержери, а также психологам, коллекционерам, историкам моды, глянцевым главредам и — женщинам. Как же без них.

 

«Дед Петр и Зайцы»

Петр Мамонов не выходил на театральные подмостки шесть лет. Были творческие вечера, концертные программы, кинороли у Сергея Лобана и Павла Лунгина, издание книжек-«Закорючек», а вот новых спектаклей не было. Последним был «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева», поставленный на сцене Московского драматического театра имени Станиславского. 15 октября Мамонов снова выйдет на нее, чтобы представить новый спектакль «Дед Петр и Зайцы», в основе которого — музыкальный материал семилетней давности альбома «Сказки братьев Гримм», формально вышедшего под вывеской «Звуков Му». Впрочем, обещает Петр Николаевич и новых музык, помимо которых будет в представлении неповторимая мамоновская пластика, экстатическая и гипнотизирующая, на фоне видеоряда, снятого сыном артиста Иваном.

Ул. Тверская, 23. Начало в 19.00

 

Ку, Реваз Левонович!

Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в свой столетний юбилей продолжает активно дарить подарки. 16 октября в музее открывается персональная выставка Резо Габриадзе, которого все знают и любят прежде всего за великие, чего уж там, работы в кино — «Кин-дза-дза», «Мимино», «Не горюй!», легендарные короткометражки студии «Грузия-фильм» о приключениях обаятельной троицы дорожных мастеров. Однако для самого мэтра первым и главным призванием является изобразительное искусство. Поэтому выставка выстроена так, чтобы сфокусировать внимание зрителя именно на нем. Представлено около сотни живописных и графических произведений — сценки из обыденной жизни и сценки, которые можно было бы подсмотреть у театра, портреты реальных людей и выдуманных персонажей. Отдельного интереса наверняка удостоятся копии памятников Чижику-Пыжику и Рабиновича, к оригиналам которых на Фонтанке в Питере и в одесском Саду скульптур народная тропа не зарастает.

Ул. Волхонка, 12

 

«Ну, что же нам предложат: маски, танцы…»

Дмитрий Крымов поставил финал шекспировского «Сна в летнюю ночь», в котором ремесленники готовят и показывают Герцогу свой спектакль о любви Пирама и Фисбы. Получился спектакль «Как вам это понравится», российская премьера которого состоится 17 октября на сцене театра «Школа драматического искусства». (Мировая премьера прошла 10 августа в Королевском шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне в рамках World Shakespeare Festival.) Режиссер говорит о постановке так: «Ремесленники — это мы, Герцог и свита — публика, а волшебный сок из шекспировской пьесы — это то, что иногда возникает на сцене театра, то, что превращает нелюбовь в любовь и разобщенность — в единство». Своеобразная интерактивность спектакля подчеркивается еще тем, что монтировщики и рабочие сцены заняты в нем наравне с актерами лаборатории Дмитрия Крымова: Анной Синякиной, Сергеем Мелконяном, Михаилом Уманцом и другими. Кроме того, к участию в постановке были специально приглашены Валерий Гаркалин и Лия Ахеджакова. Спектакли также пройдут 18 и 19 октября.

Ул. Сретенка, 19. Начало спектаклей в 19.00

 

Встречи по одежке

В Москве очередное брендированное мероприятия: Mercedes-Benz представляет Российскую неделю моды, вставив «своё фамилиё» в ее название. Получилось монструозное Mercedes-Benz Fashion Week Russia, в рамках которой более пятидесяти дизайнеров из России, Украины, Великобритании, Италии и США с 18 по 22 октября будут показывать в Манеже коллекции сезона весна-лето-2013. Одновременно в Манеже откроется выставка Вячеслава Зайцева, которой он отметит 30-летие своего модного дома Slava Zaitsev.

Манежная пл., 1

 

Dolce vita

На две недели, с 18 октября по 2 ноября, торгово-развлекательный центр «Афимолл» в Москва-Сити превратится в маленькую Италию, причем ту, что лежит вне заезженных туристических маршрутов. На Фестивале итальянской еды и культуры в фотографиях и событиях Italian Week Festival можно будет приготовить настоящее тирамису и, отправив его в холодильник, посмотреть кино, которое потом обсудить с создателем и идейным вдохновителем итальянского киноклуба Кристиано Риги; послушать лекции о трюфелях и винах и рассказ о пресловутой итальянской жестикуляции; посмотреть фотовыставку Светланы Приваловой, репортажного фотографа, которая героически изучала, как делают итальянские продукты, и узнать, как выглядит выпечка тосканского хлеба и как готовится пармезан; и так далее, и тому подобное: программа фестиваля — на сайте italianweek.ru. Вход бесплатный, но чтобы попасть на мероприятие, сообщите организаторам о своем желании по адресу: italiamweekfestival@gmail.com, т.к. желающих очень много. Например, регистрация на винные дегустации уже закрыта. Впрочем, можно прийти и так, наудачу.

Пресненская наб., 2

 

Анти/советчик

Евгений ПОПОВ, писатель

— Всюду жизнь. Москва — это город, где каждый день происходит что-то интересное даже тогда, когда вообще ничего вроде бы не происходит. Куда бы я и сам пошел, и другим посоветовал?

13 октября на Олимпийском проспекте, 16, в «Клубе Алексея Козлова» весь вечер будет дуть в саксофон сам Козлов, живая легенда советского антисоветского джаза. Ему, кстати, в этот день исполнится ровно 77 лет. Хороший возраст! И жаль, что раздвоиться нельзя. Ведь именно в этот вечер Сергей Юрский будет, как всегда, блистать на сцене Театра им. Моссовета в роли великого зануды русской литературы Фомы Опискина. Занудство это ныне весьма актуально. Дух Опискина явно вселился в отдельных членов Государственной думы №6, которые пекутся о нашей нравственности значительно усерднее, чем о собственной. Но еще более современным является спектакль «Бесы», созданный на сцене Театра им. Вахтангова Ю.П. Любимовым, которому недавно стукнуло 95 и который моложе предавших его учеников, написавших недавно Путину письмо о своей искренней к нему любви.

Что ж, сердце сердцу весть подает, как говорят на Кавказе, откуда прибыла в Москву из Еревана выставка коллажей скандального гения и сидельца по тюрьмам Сергея Параджанова.

Еще — выставка «Формальные отношения». Диалог второй: Игорь Шелковский — Аня Желудь. Игорь — тоже легенда, Аня — новое поколение. Спешите видеть качественную перекличку времен в Международном университете на Ленинградском проспекте! А до 19 октября еще идет выставка уникального художника и прозаика Эдуарда Кочергина в Театральном музее им. Бахрушина. Такого Питера, как у него, полного нищих, блатных и культпамятников, еще никто из русских культуртрегеров не изображал.

А вот куда я точно не пойду, так это ни в одно из тех мест, где экспонируют так называемые инсталляции. Мне надоело, что художниками объявляют себя шустрые ребята, которые ребенку кота не могут нарисовать. И в кино я тоже не пойду. Там показывают фильм «Духлесс», снятый по ущербному роману, который, как говорят, сочинил какой-то попсовый виноторговец.

 

Мелочь, а приятно

А теперь послушайте это

16 октября — дата Now Here This, нового релиза Джона Маклафлина и его группы The 4th Dimension. Игра слов в названии и, как говорит сам маэстро, целая музыкальная история внутри — со времен Mahavishnu Orchestra до наших дней.

 

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera