СюжетыОбщество

Старик и мост

Им вежливо отвечают: «Благодарим за живой интерес». А ветераны-мостостроители настаивают: «Помните Саяно-Шушенскую ГЭС? Здесь может случиться то же самое»

Этот материал вышел в номере № 120 от 22 октября 2012
Читать
Им вежливо отвечают: «Благодарим за живой интерес». А ветераны-мостостроители настаивают: «Помните Саяно-Шушенскую ГЭС? Здесь может случиться то же самое»
Изображение

Саратовские инженеры обратились к президенту с просьбой помочь в проведении срочного ремонта моста через Волгу. Как отмечено в открытом письме, почти за полвека существования сооружение обветшало и рискует обрушиться. Работы оцениваются в миллиарды рублей, область, в собственности которой находится мост, такие расходы не потянет. Владимир Путин еще на втором президентском сроке называл ремонт дорог и мостов «проблемой, не требующей никакого отлагательства». «Разве можно беспомощно взирать на разрушающиеся мостовые переходы?» — спрашивал он в послании Федеральному собранию 2007 года.

Саратовец Николай Вавилов не задает риторических вопросов. Николаю Ивановичу 85 лет, он строил этот мост и считает, что в ответе за него. Инженер регулярно осматривает свое «больное» детище и пишет убедительные обращения в инстанции. Ему никто за это не платит и не заставляет лазать на верхотуру. Государственные структуры, обязанные следить за состоянием инженерных сооружений, напротив, были бы рады, если бы Вавилов сидел дома и не беспокоил их своими письмами. А у него «душа болит», и всё тут.

Вижу Волгу

Саратовский мост очень хорош, если смотреть издали, — не зря эффектный «горб» с решетчатыми фермами любят изображать на сувенирах для туристов. Главные пролеты, выгнутые, как кошачья спина, строители называют «птичками». Еще с берега слышно прерывистое уханье — хлопает деформационный шов. Шов (проще говоря, разрез между пролетами) нужен, так как мост буквально дышит: ночью, когда становится холоднее, железобетон сжимается, днем — расширяется. Стальной лист, прикрывающий компенсатор сверху, усеян заплатками и заклепками, вздрагивает под каждым автомобилем. Это больше 50 тысяч ударов в сутки. Трескается не только сам лист, но и торцы железобетонных пролетов, к которым он прикреплен.

Для пешеходов отведен узкий тротуар. Чистенько, пыль сметена в аккуратные кучки, но не стоит расслабляться: асфальт впереди пересекает темная щель. Внутри видны все слои «тела» моста, далеко внизу, метрах в тридцати, блестят волжские волны. От этой блестящей ряби начинает мутить. Идем дальше, дальше — хуже: следующая щель уже с полметра шириной, сверху лежат доски.

Под железобетонным брюхом протянуты деревянные мостки. Это так называемый «продольный ход», откуда можно оценить техническое состояние объекта. С земли мостки кажутся такими хлипкими, что нельзя представить, как там может пройти человек. Николай Иванович Вавилов ходит. Он осматривает свой мост основательно, часа по три. Еще часа два уходит на акробатические упражнения и дорогу домой, итого полный рабочий день.

Профессию Вавилов выбрал случайно: после школы-десятилетки отправился из Кировской области в Ленинградский институт инженеров путей сообщения, где готовили специалистов для мостостроения. В Саратов приехал в 1958 году. «Вышли мы на бугорок, вот колышек, здесь будем строить. Ни одного моста через Волгу в Саратовской области не было», — вспоминает Вавилов. Тогда и сейчас специалисты считают самыми надежными мосты из металла. Но, как вспоминает Николай Иванович, партийные функционеры строго напоминали профессионалам: «Что сказал Никита Сергеевич? Курс на железобетон!» Это был новый на тот момент материал. Партия считала его вечным.

Проектировщики (московский институт «Гипротрансмост») представили несколько вариантов. Выбран был самый красивый, но, как считает Вавилов, «самый худший: тросы загнали под асфальт». Эти тросы («предварительно напряженная арматура»), говоря очень упрощенно, выполняют такую же роль, как нитка в бусах: если порвется, бусины (пролеты) рассыплются.

Как полагается, мост призван был стать самым-самым: самым длинным в Европе (более 2800 метров) и самым тяжелым (каждый центральный пролет весит 2,5 тысячи тонн).

На стройке сняли художественный фильм «Строится мост». Режиссером был Олег Ефремов, снимались Олег Даль, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша, Нина Дорошина. Саратовские мостовики до сих пор вспоминают, как Людмила Гурченко позировала в купальнике на опоре.

Вавилов начал работу на стройке в должности старшего прораба, за семь лет дошел до заместителя главного инженера мостоотряда № 8. В 1987 году вышел на пенсию. И пошел посмотреть на свой мост.

Изображение

Старики-разбойники

На «освидетельствование» Николай Иванович берет, как он говорит, «молоток потяжелее», чтобы простукивать бетон (таким способом можно обнаружить потерю плотности и прочности). Проржавевшие тросы видно невооруженным взглядом, а бетон кое-где так расслоился, что куски можно вынимать вручную. Изначально предполагалось, что гидроизоляция на мосту потребует замены через семь лет после сдачи объекта, но этого не сделано и через сорок семь. То есть вода просачивается внутрь конструкций, металлическая арматура «распухает» от ржавчины, и по балкам идут трещины.

«Я сразу сказал: не надо никуда писать. Мост обязательно упадет. А он не успокаивается: ну как же, мы же его строили!» — говорит Анатолий Смоголь, во время строительства работавший старшим инженером технического отдела мостоотряда № 8.

У моста есть целая команда спасателей. Себя они называют «старики-разбойники»: Вавилов, Смоголь, заслуженный строитель РФ Татьяна Сиденко, почетный строитель РФ Олег Распоров, доктор технических наук Игорь Овчинников (на фото). В профессорском кабинете Овчинникова сегодня заседает «штаб».

Стол покрыт ровным слоем переписки с инстанциями: обращались в областные ведомства, к депутатам Госдумы, губернаторам и президентам. «Благодарим за живой интерес», — отвечают ответственные лица.

«Сохраните эти документы, — говорит Татьяна Сиденко. — Помните Саяно-Шушенскую ГЭС? Когда то же самое случится с саратовским мостом, по этому архиву будет легко понять, кто виноват».


Хроника пикирующего

Еще в 1996 году состояние саратовского моста оценили специалисты российского института «Гипротрансмост», Московского автомобильно-дорожного института, Ассоциации мостостроителей, столичного треста «Гормост». Участники совещания заключили, что конструкция достигла «критического возраста, после которого дефекты развиваются в геометрической прогрессии», и признали «возможность обрыва тросовой арматуры». Эксперты рекомендовали провести ремонт в течение ближайших пяти лет.

В 2008-м обследование моста провел саратовский институт «Проект-мостореконструкция»: натяжение тросов ослабло на 20—25 процентов, на десять процентов они поражены коррозией. Эксперты посчитали, что при значительной нагрузке, если будут заполнены все три полосы автомобильного движения и оба тротуара, возможна «потеря устойчивости».

По заключению института, остаточный ресурс моста составляет 20—25 лет. Ветераны-мостостроители уверены, что финал гораздо ближе. Один из пробелов — состояние подводных частей опор. Их за полвека существования моста не обследовали ни разу. По мнению Игоря Овчинникова, институт попытался спрогнозировать состояние моста, опираясь на нормы советского времени, в которых не учитывалась коррозия бетона.

Институт «Проектмостореконструкция» составил проект капитального ремонта моста на 726 миллионов рублей. Как полагают ветераны, полноценная реконструкция может стоить 3—4 миллиарда.

…Спрашиваю Вавилова, как он называет свой мост, ведь, например, летчики и моряки придумывают прозвища для своих машин? «Да никак», — отвечает Николай Иванович. И улыбается так хорошо, что становится ясно: у моста есть имя, просто для него не нашлось слова в человеческом языке.

Фото Веры САЛМАНОВОЙ

Под текст

С просьбой об экстренной помощи «больному» мосту саратовские инженеры обратились к президенту Владимиру Путину (они много лет писали в различные ведомства и получали вежливые отписки). Это обращение особенно ценно потому, что написано неангажированными профессионалами. Они не пытаются таким способом сделать себе имя, они хотят «всего лишь» предотвратить техногенную катастрофу. Такие катастрофы имеют особенность случаться вдруг, особенно в России.

«Мы хотим предотвратить катастрофу»

Господин президент!

Саратовский мост через Волгу в течение 47 лет эксплуатируется в потребительском режиме, уход за объектом сводится к уборке мусора, снега и мелкому ремонту. Сразу после постройки в 1965 году мост задохнулся от нагрузки, так как принял не только автотранспортные потоки между Саратовом и Энгельсом, но и транзит Сибирь — Центр. Аварийное состояние прогрессирует, многие специалисты считают этот мост одним из самых запущенных в России.

Еще в 1996 году ведущие отечественные специалисты-мостовики оценили техническое состояние моста и дали рекомендации о порядке и объемах работ, которые до сих пор не выполнены. Ухудшение состояния моста в течение пятнадцати лет отслеживают ветераны-мостовики. Написана история «болезни», подобная техническому докладу, составленному после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Мы хотим предотвратить катастрофу, сходную по человеческим и экономическим масштабам, в Саратовской области.

Мы считаем важными следующие вопросы:

Почему мост, являющийся федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020/1, в 2002 году был передан в оперативное управление области?

Почему не выполняется приказ Минтранса РФ от 01.11.2007 № 157 о реализации постановления Правительства РФ от 23.08.2007 № 539? Согласно приложению № 4, сборные железобетонные мосты с напрягаемой арматурой капитально ремонтируются через 35 лет эксплуатации.

Почему отсутствует механизм контроля за действиями региональных властей, которые не обеспечивают финансирование капитального ремонта моста, служащего широкому кругу населения? <…>

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow