КолонкаПолитика

Игра в «Зарницу»

Администрация президента предложит российским гражданам заняться тимбилдингом – сплотиться вокруг Кремля и РПЦ на основе «патриотизма»

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Администрация президента предложит российским гражданам заняться тимбилдингом – сплотиться вокруг Кремля и РПЦ на основе «патриотизма»

Фото: Одноклассники.Ру

Указом президента в составе президентской администрации образовано управление по общественным проектам (УОП). Среди задач нового подразделения – «подготовка материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработке и реализации общественных проектов в этой области».

Можно было бы предположить, что новообразование – результат бюрократической микрофизики. Например, при «живом» управлении пресс-службы и информации президента сравнительно недавно было создано управление президента по общественным связям и коммуникациям. Это называется – найдите хотя бы одно отличие. Злые инсайдерские языки утверждают, что новая структура возникла по той причине, что нужно было трудоустроить ее нынешнего главу Александра Смирнова, и содействие оказал заместитель руководителя администрации-пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Соответственно, искать высокий смысл в «умножении сущностей» вряд ли стоит: иной раз скрытый смысл состоит в радении одного человека за другого – тут и не жалко целое управление создать…

С задачами «патриотического воспитания» вполне справлялось управление по внутренней политике. Но то было при Владиславе Суркове, а теперь хозяйством заведует Вячеслав Володин. Так что и с бюрократической точки зрения все не так просто, и с содержательной: надо же понимать, что «патриотизм» сегодня – это марксизм-ленинизм вчера.

В аппаратном смысле это действительно структурная перестройка в жанре переосмысления наследства В.Ю. Суркова. Глава нового управления Павел Зенькович – выпускник МГИМО, выходец из пресс-службы Белого дома и управления по внутренней политике, - считается одним из самых рафинированных интеллектуалов в политической обслуге (наряду с Дмитрием Бадовским, который возглавляет сейчас Институт социально-экономических и политических исследований Общероссийского народного фронта). Как говорят инсайдеры, он «не дурак, свободно говорит на паре иностранных языков, хорошо разбирается в латиноамериканской проблематике» (что, конечно, важно для куратора «русского патриотизма»). Утверждается, что Зенькович хорошо показал себя в ряде кампаний, в том числе на посту зампреда избирательного штаба Владимира Путина, и ему объективно нужен был аппаратный рост. Так когда-то аппаратный рост понадобился политтехнологу Модесту Колерову и он возглавил управление администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (в просторечии – управление по предотвращению «оранжевых революций»). Словом, раньше боялись «оранжевых революций», теперь повестка, так сказать, позитивная – надо двигать «патриотизм» в массы.

Задача была поставлена первым лицом на сентябрьском совещании в Краснодаре по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи. В частности, была сказана фраза, которая обнаруживает реальные представления Владимира Путина о жизни и которая многое, если не все, объясняет: «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы.

Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна».

Понятно, что, с учетом слов президента, проблему надо понимать широко. Например, идея «национализации элит» - отъема у госчиновников недвижимости и счетов за рубежом – это часть «опатриотичивания» управленческой элиты. Воцерковление всего и вся – это тоже часть «патриотического воспитания». (Собственно, в этом смысле РПЦ гораздо ближе стоит к отделу агитации и пропаганды ЦК КПСС, чем УОП.) Казаки на улицах Санкт-Петербурга и Парижа (с элементами джигитовки) – это тоже «патриотическая мягкая сила». Изборский клуб с его мутно выражающимися в стиле националистически-имперского мистицизма пассионарями вроде Александра Проханова – из той же копилки. Что уж говорить о прокремлевских молодежных движениях. Или о борьбе с иностранными агентами.

Разумеется, к собственно патриотизму ничего из этого отношения не имеет. Надо различать «патриотизм» и патриотизм. В версии администрации президента и РПЦ «патриотизм» – это любовь не к стране, а к государству. Любить государство – значит, любить нынешнюю власть. Которая, как нас научил в ходе своей лекции в МГУ почетный профессор патриарх Кирилл, - от Бога. Значит, те, у кого другой Бог и кто считает нынешнюю власть неправильной и неэффективной – антипатриоты. И их надо научить родину любить с помощью правоохранительных органов и судебных инстанций, омоновских дубинок и казачьих нагаек. А остальных будут окормлять телевизором, ДОСААФом, «Зарницей» и ряжеными из числа казаков.

Вот вам и весь патриотизм. И вся государственная идеология, так и не выпавшая из уваровской матрицы «православия-самодержавия-народности».

Разумеется, всерьез ничего из этого не выйдет. По крайней мере до той поры, пока границы страны открыты. Но еще сильнее замутить мозги рядовым гражданам кадилом православного официоза и антизападничеством – это да, это можно.

И все только потому, что кому-то одному и его коллегам хочется подольше удержаться у власти. И эти кто-то не видят разницы между своими интересами и интересами страны и ставят знак равенства между кооперативом «Озеро» (в широком прочтении) и Родиной.

P. S. Разумеется, «патриотизм» в версии Кремля включает в себя борьбу с «фальсификациями истории». Тут не обойтись без товарища Сталина и вообще гордости за советское прошлое. Но вот здесь я бы посоветовал коллегам со Старой площади перечитать выступление Константина Симонова на Пятом съезде советских писателей «О советском патриотизме» (1972): «…надо, чтобы история была в нашем сознании действительно историей. Нельзя выковыривать из нее только изюминки, как пятилетний ребенок из булки… переносясь своими чувствами в историю, я не могу сочувствовать Суворову, берущему в плен Костюшко, или желать победы русскому оружию в той битве 1849 года, где погибнет Петефи и будет растоптана независимость Венгрии во имя великодержавных обязательств, данных российским императором австрийскому». Фактически намек на 1956 год и 1968-й. Что скажет новое управление Кремля: будем гордиться Катынским расстрелом, войсками в Будапеште и танками в Праге или нет?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow