СюжетыПолитика

Скромное обаяние Обамы

Третий раунд президентских теледебатов остался за действующим президентом США, но исход выборов все еще непредсказуем

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Кандидаты в президенты США встретились в университете Линна в штате Флорида и говорили о внешней политике и национальной безопасности. Ведущий программы CBS «Лицом к нации», ветеран политической журналистики Боб Шиффер, старался не допустить, чтобы повторились страсти второго тура, когда несколько раз казалось, что соперники находятся на грани потасовки.

Кандидаты в президенты США встретились в университете Линна в штате Флорида и говорили о внешней политике и национальной безопасности. Ведущий программы CBS «Лицом к нации», ветеран политической журналистики Боб Шиффер, старался не допустить, чтобы повторились страсти второго тура, когда несколько раз казалось, что соперники находятся на грани потасовки.

Влияние США в современном мире, ситуация в Ливии и Сирии, самая долгая в истории Америки война в Афганистане, Израиль и Иран в контексте перемен на Ближнем Востоке и, наконец, подъем Китая — так были сформулированы главные темы дебатов.

Внешняя политика в равной мере не является «коньком» обоих политиков. Обама главным достижением в области национальной безопасности предсказуемо назвал гибель бен Ладена, окончание войны в Ираке и вывод 30 тысяч американских солдат из Афганистана. Авторы документального фильма Frontline называют президента «первым лауреатом Нобелевской премии мира, на столе которого лежит список лиц к ликвидации». Как отмечает аналитик в сфере спецслужб Питер Берген, Обама подписал в 6 раз больше распоряжений о бомбежке Пакистана, Йемена и других стран «дронами» — беспилотными самолетами, чем его предшественник Дж. Буш-мл. В этих бомбежках, случается, гибнут мирные жители.

Ромни, поддержав применение беспилотников, заявил, что нельзя ограничивать политику одними атаками, а нужно развивать в этих странах демократию и гражданское общество, чему способствует установление торговых связей. Такая вот неожиданная критика Обамы «слева». Но в этот вечер Обама защищался уверенно и был агрессивен. Ромни даже пожаловался: «Перестаньте атаковать меня, говорите по сути вопроса!»

Первая зарубежная поездка Ромни этим летом по маршруту Великобритания — Израиль — Польша оставила неоднозначное впечатление. В день его приезда в Лондон «Дейли телеграф» напечатала слова неназванного помощника республиканского кандидата в президенты: «Мы являемся частью общего англо-саксонского наследия. В Белом доме не могут в полной мере оценить нашу общую историю». Советник Обамы Д. Аксельрод назвал этот выпад в своем «Твиттере» «очень оскорбительным». В лагере Обамы даже заговорили о «расизме».

Скандалы на этом не закончились. Полностью солидарный с концепцией «американской исключительности», выдвинутой в предыдущей республиканской администрации госсекретарем Кондолизой Райс, Ромни вел себя с зарубежными партнерами как «старший брат». Он оскорбил британскую элиту, засомневавшись в том, хорошо ли страна подготовилась к летней Олимпиаде. В Израиле Ромни, который является личным приятелем премьера Нетаньяху еще с тех времен, когда оба были молодыми бизнес-консультантами в Бостонской консалтинговой группе, заявил, что проблема палестинского народа заключается «в разнице в культуре» с израильтянами и этим якобы объясняются экономические достижения Израиля и проблемы Палестинской автономии. В Израиль Ромни обещал совершить первый зарубежный визит, если его изберут президентом.

Может быть, это покажется обидным тем российским политикам, которые видят во всем негативном, происходящем в их стране и в мире, «происки Америки» и везде ищут «деньги Госдепа», но Россия вообще не фигурировала в качестве отдельной темы на теледебатах по внешней политике США. Китай был, Россия — нет. Обама первым припомнил Ромни его слова о том, что РФ является «главным геополитическим противником» Америки. «Подумать только, не «Аль-Каида», а Россия!» — воскликнул президент, заявив, что курс, предлагаемый Ромни, — это внешняя политика 80-х годов прошлого века (холодная война. — А. П.), социальная политика 50-х (когда еще не были приняты программы пенсионного обеспечения и социального здравоохранения Social Security, Medicare и Medicaid. — А. П.) и экономическая политика 20-х («дикий капитализм». — А. П.).

Ромни повторил, что Россия для него — «главный геополитический противник» из-за активного противодействия США на мировой арене, прежде всего — в Сирии. Он также сказал, что не намерен «смотреть через розовые очки на Россию и Путина», и напомнил, как Обама на саммите по ядерной безопасности в Сеуле обещал Медведеву более гибкий подход в вопросе ПРО после ноябрьских выборов. «После выборов Путин получит не более гибкий, а более жесткий подход», — пообещал Ромни. О политических процессах в России и помощи демократическим силам соперники не говорили ничего.

Стала ли Америка сильнее за минувшие четыре года? У оппонентов разные ответы на этот вопрос. При Обаме Америка стала слабее, утверждает Ромни, приводя в пример возращение Талибана в Афганистан, ливийские события, приход братьев-мусульман к власти в Египте, невозможность остановить сирийского президента Ассада, а главное то, что Иран стал «на четыре года ближе к созданию атомной бомбы». Ромни особый упор сделал на экономическую составляющую: страна не может выглядеть сильной, имея $16 трлн госдолга и 23 млн прямых и скрытых безработных.

Впрочем, как показали дебаты, что касается конкретных решений, будь то Иран или Сирия, расхождения Обамы и Ромни носят риторический характер. Оба выступают против прямого военного вмешательства США. Оба говорят о мировом лидерстве Америки. К ливийской теме в этот раз соперники решили подробно не возвращаться и больше не спорить о том, сознательно ли администрация Обамы ввела в заблуждение американцев и весь мир, сообщая в первые две недели, что смерть посла Стивенса и еще троих американцев в Бенгази — следствие «спонтанного выступления толпы, возмущенной провокационным фильмом про пророка Мухаммеда», а не террористической операции с участием «Аль-Каиды».

В роли верховного главнокомандующего Обама показался американцам убедительней. Когда Ромни, обосновывая свое предложение увеличить расходы Пентагона, напомнил, что военный флот США сегодня по количеству кораблей уступает показателям 1917 года, Обама остроумно парировал: «Лошадей и штыков тоже стало меньше, потому что вооруженные силы с тех пор изменились».

Финальный счет в дебатах 2:1 в пользу Обамы. Сторонники Ромни огорчены, но в президентской гонке еще ничего не решено. Эксперты отмечали, что по вопросам внешней политики республиканцу позволительно проиграть. Главное, что не было разгрома в первом туре, потому что тогда говорили о самом важном для избирателя — экономике и рабочих местах. Задачу-минимум Ромни выполнил. Шансы Обамы на конечную победу теперь, как и перед началом дебатов, выглядят предпочтительнее, но ситуация принципиально другая. Не определившимся избирателям Ромни показал себя вполне достойным кресла в Белом доме, и по итогам дебатов большинство экспертов предсказывают, что выборы 6 ноября будут упорными, а их исход по-прежнему непредсказуем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow