СюжетыПолитика

Политический сыск переходит все границы. В том числе Украины с Россией

Похищение и явка с повинной оппозиционера Леонида Развозжаева: факты, детали, версии и реакция

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Похищение и явка с повинной оппозиционера Леонида Развозжаева: факты, детали, версии и реакция
Изображение
Изображение

«Его похитили ваши спецслужбы»

В понедельник Верховный комиссариат по делам беженцев (ВКБ) ООН официально заявил, что российский оппозиционер Леонид Развозжаев был похищен в пятницу в Киеве в ходе процедуры, позволявшей ему (в случае успешного прохождения) получить политическое убежище. И что этот статус предусматривает для страны пребывания — Украины — обязанность обеспечить его права, в том числе право на личную неприкосновенность.

«Любая транспортировка на Родину, вопреки существующей процедуре, может привести к тому, что государству придется взять на себя ответственность за грубое нарушение национального и международного права. УВКБ ООН надеется, что инцидент будет тщательно расследован правоохранительными органами, и ждет результатов этого расследования», — сказано в заявлении, размещенном на сайте украинского управления ВКБ.

Но это право на личную безопасность, как известно, было как раз таки грубо нарушено неопознанными людьми в масках. А нашему Следственному комитету — что ООН, что «Спортлото». Ведомство настаивает на собственной версии происшедшего: Развозжаев добровольно оформил явку с повинной — оставляя за скобками вопрос, что с ним происходило с момента силовой погрузки в микроавтобус на территории другого государства (середина пятницы) до вечера воскресенья, когда он, выходя из Басманного суда, в закрытом режиме и без его адвокатов принявшего решение о двух месяцах ареста, успел крикнуть: «Меня пытали… Двое суток пытали».

Изображение

Киев

— 18 октября мне позвонил Леонид Развозжаев, — рассказывает региональный офицер по правовым вопросам УВКБ ООН в Украине, Беларуси и Молдове Ноэль Калхун. — Мы решили выделить ему адвоката для работы по предоставлению статуса беженца, дали адреса офиса правозащитной организации HIAS — на Дашевской, 22, назначили ему встречу на 10 часов утра в пятницу.

Развозжаев пришел в назначенное время и на протяжении нескольких часов работал с представителем ООН Садеком Али Шарифом: заполнил анкету, прошел регистрацию, подписал документы, в которых заявил, что хотел бы получить статус беженца, и приложил бумаги, свидетельствующие о его участии в оппозиционных мероприятиях.

Когда Садек Али Шариф пошел созваниваться с руководством в УВКБ ООН, чтобы прояснить дальнейшие шаги, Леонид решил пообедать — в соседнем подъезде того же здания расположена столовая. Развозжаев не собирался надолго покидать офис и даже оставил пакет с личными вещами в кабинете, который покинул примерно в 13.40.

Две-три минуты спустя Али Шариф услышал крики о помощи и доложил о странной ситуации своему руководителю, они начали звонить Леониду на телефон, но он был выключен, в столовой Развозжаева тоже не оказалось. Было принято решение вызвать милицию.

Адвокат Галина Бочева обратилась в Соломинское районное управление МВД Украины, где вместе с Али Шарифом написала заявление по факту похищения человека. Сотрудники украинской милиции возбудили оперативное дело (№ 09-2073), изъяли личные вещи Развозжаева и приступили к оперативно-разыскным мероприятиям. Как рассказывают сами сотрудники милиции, они «три дня не спали из-за нашего россиянина». Об этом упомянул в беседе с адвокатом Развозжаева Русланом Чанидзе начальник угрозыска Соломинского райуправления Виктор Ясинский (в беседе также принимал участие замначальника райуправления Василий Северинин). Этот разговор заслуживает того, чтобы опубликовать его практически дословно:

Виктор Ясинский: Так где сейчас находится Леонид?

Руслан Чанидзе: Насколько мне известно, в Москве. Но похитили-то его здесь.

Василий Северинин: Его похитили ваши спецслужбы.

Р. Ч.: А как у вас может твориться такое беззаконие?

В. Я.: Какие могут быть к нам вопросы? Откуда мы знаем, что ваши спецслужбы творят? Вот и обращайтесь к ним.

Р.Ч.: Вопрос к вашим спецслужбам: как они позволили такое?

В.С.: Если бы наша сторона задерживала, а ваша передавала…

Р.Ч.: Вы должны были бы задержать его и оставить в СИЗО. Там только такой порядок, но он же даже не был в международном розыске.

В.С.: Не обязательно От российской полиции может быть прислано официальное обращение.

Р.Ч.: И обращения нет.

В.С.: Нет, мы даже не знаем, кто он такой. И был ли он вообще здесь, на Украине. Мы же каждого человека охранять не можем.

Р.Ч.: Его же потом повезли в аэропорт, на частном самолете вывезли.

А. Я.: Нет, его самолетом не вывозили, я вам скажу. А как вывезли — скоро узнаете…

Сейчас известно, что это не был и поезд. Остается тот самый микроавтобус?

Важно: во вторник офицеры Соломинского райотдела МВД направили официальный запрос председателю СК РФ Бастрыкину.

Изображение

Москва

Адвокат Александр Денисов пришел на допрос своего подзащитного вместе с гражданской женой Леонида Развозжаева. Следователь Плешивцев, видимо, человек находчивый — посмотрев на адвокатский ордер, сказал, что этой бумаги не видел. Не в том смысле, что она как-то неправильно оформлена, а просто — Плешивцев адвоката видит, а документ внаглую — нет, избирательная потеря зрения. И соответственно, отвечать на любые вопросы Денисова о Развозжаеве следователь отказался, потому что адвокат — «тут никто». А ходатайство о вступлении в дело вместе с ордером Плешивцев предложил опустить в почтовый ящик — когда дойдет по почте, тогда он его увидит.

Вообще-то, если отправлять ходатайство даже через канцелярию СК, его могут рассматривать дня три, с «Почтой России», как известно, ситуация еще более сложная. И за это время следствие успеет сделать с политзэком, оставшимся без своего адвоката, все что угодно. При этом формальности будут соблюдены: назначенный «бесплатный» защитник подпишет любую бумагу.

В СИЗО адвокату Денисову попасть также не удалось, как и третьему защитнику Развозжаева — Виолетте Волковой. Руководство изолятора заявило, что указание не допускать в СИЗО адвокатов Развозжаева, а также адвоката второго арестованного — Константина Лебедева якобы дал полковник Габдулин, который возглавляет следственные бригады и по «делу «Анатомии», и по «болотному делу».

Впрочем, эти дела вскоре, очевидно, объединят. В понедельник вечером официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что Развозжаев в своем «чистосердечном признании» на десяти рукописных листах сообщил, что указание устроить массовые беспорядки на Болотной площади 6 мая ему, Удальцову и другим лицам дал лично Гиви Таргамадзе.

Кого еще вынужден был оговорить Развозжаев, мы, очевидно, узнаем скоро. Репрессивная машина на ходу, и политический сыск перешел уже все границы — причем в прямом смысле этого слова.

Юлия ПОЛУХИНА

Под текст

Насколько известно, Следственный комитет разработал особую тактику борьбы с адвокатами задержанных. Следователь, ведущий дело, просто не принимает ходатайство и ордер, а самому обвиняемому отказывает в праве на участие в следственных действиях со своим защитником. Чтобы соблюсти необходимые формальности, вызывается «бесплатный» адвокат из того списка, который всегда под рукой у любого «важняка». Иногда такому «защитнику» скидываются «на чай» сами члены следственной бригады. «Бесплатный» адвокат безропотно подписывает протоколы задержания, осмотра вещей, изъятых при этом, и сидит сиднем во время заседания суда по избранию меры пресечения. Это может подтвердить практически любой адвокат, чьи клиенты попадают в распоряжение ГСУ СК РФ.

Изображение

Версия

По сведениям источников «Новой» в Москве и Киеве, после похищения Леонид Развозжаев в тот же день был вывезен за пределы Украины. При этом, однако, нет никаких данных о прохождении Развозжаевым таможенного или пограничного контроля.

Теоретически члена «Левого фронта» могли доставить в Россию любым видом транспорта — самолетом, поездом, на машине. Принцип разумной рациональности подсказывает, что рейсовый самолет или пассажирский поезд для такого неоднозначного мероприятия малопригодны. Автомобилем удобно, но долго (от Киева до Москвы больше восьмисот километров). А вот частным или каким-либо специальным бортом — оптимально. Быстро и изолированно от чужих глаз и ушей. Эту версию подтверждают и слова лидера «Боротьбы» Сергея Киричука, который в понедельник утром заявил о том, что Развозжаева вывезли с территории Украины на частном самолете.

В пятницу никаких необычных бизнес-джетов в киевском аэропорту «Борисполь», если судить по фотографиям плейнспоттеров («охотников» за самолетами), чей опытный глаз безошибочно вычисляет «неместные» самолеты, не было. Из «местных» же «засветился» только частный Bombardier Global Express (зарегистрирован на острове Мэн, владелец — офшорная компания Jerand Holdings с Британских Виргинских островов). Этот борт регулярно видели в аэропортах Украины и всего раз — в России (в «Пулково»).

Зато внимание местных споттеров привлек дальнемагистральный Ил-62 с бело-сине-красной полосой на фюзеляже. Этому типу самолетов почти 50 лет, они активно эксплуатировались советским «Аэрофлотом» и были окончательно выведены из коммерческой эксплуатации только в 2008 году. Сегодня в России Ил-62 летают только в МЧС, ВВС и Специальном летном отряде «Россия», который обеспечивает воздушные перевозки первых лиц государства и подчинен управлению делами президента.

Ил-62 с номером RA-86540, запечатленный на фотографиях украинских споттеров, летал в правительственном авиаотряде с самого своего рождения — с конца 80-х годов. С 2004 года этот самолет перевозит министра иностранных дел Сергея Лаврова (во всяком случае, этот борт часто оказывается в тех странах, которые глава российского МИДа посещает с официальными визитами). 19 октября этот самолет находился в «Борисполе» также не случайно — именно в этот день в Киеве прошли переговоры Лаврова и министра иностранных дел Украины Грищенко.

Могли ли Развозжаева доставить в Москву правительственным бортом? Теоретически да. Тем более что это ощутимо способствовало бы разрешению таможенных и пограничных вопросов.

«Новая» уже направила запрос в МИД по этому поводу. В официальном ответе нам отказано (придется, наверное, идти в суд), однако представитель министерства в телефонном разговоре заявил, что это предположение — «за гранью допустимого».

Зинаида БУРСКАЯ

Когда верстался номер

Адвокат Виолетта Волкова подтвердила, что ей и ее коллеге Александру Денисову до сих пор не удалось попасть к своему подзащитному: «В понедельник мы провели у СИЗО 6 часов, после чего к нам вышел заместитель руководителя по режиму СИЗО № 2 и сообщил, что он связался с руководителем следственной группы, который заявил, что мы не допущены к делу».

Депутат Илья Пономарев также пытался встретиться со своим помощником: «На основании закона о статусе депутата, УПК и регламента работы СИЗО, я потребовал допуска. Мне ответили, что, мол, извините, законы знаю, но следователи не велят. На основании тех же документов в начале августа я встречался в Сегеже с Михаилом Ходорковским».

Вечером депутата все же пустили в СИЗО, но камеры Лебедева и Развозжаева «оказались пусты». «Мне сказали, — говорит Пономарев, — вот проход в камеры, а для получения свидания обратитесь к следователю».

По завершении пресс-конференции, прошедшей в «Росбалте», Волкова обратилась к адвокату Петру Квасову, присутствовавшему на суде по мере пресечения в отношении Развозжаева: «Даже через коллегию адвокатов мне не удалось с ним связаться. Еще раз прошу его найти меня!»

Ольга ПРОСВИРОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow