СюжетыКультура

Профилактика одичания

Фестиваль-школа «Территория»: аналогов нет

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Сначала — о социальной сути авангардного, вызывающе авангардного действа Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Кирилла Серебренникова и их команды. Устройство «Территории» уникально: почти за год до фестиваля студенты и недавние выпускники высших театральных и художественных школ России (но не Москвы!) подают заявки на участие. В 2012-м заявок было свыше двухсот. 120 студентов были приняты в «школу» «Территории».
Изображение

Сначала — о социальной сути авангардного, вызывающе авангардного действа Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Кирилла Серебренникова и их команды. Устройство «Территории» уникально: почти за год до фестиваля студенты и недавние выпускники высших театральных и художественных школ России (но не Москвы!) подают заявки на участие. В 2012-м заявок было свыше двухсот. 120 студентов были приняты в «школу» «Территории».

До Москвы ребята добираются за свои деньги. Но в столице их расселяет, кормит и, естественно, учит на мастер-классах, водит на спектакли и кинопоказы фестиваль. И аналогов этому в России нет.

«Территория», кстати, напомним, — блуждающий фестиваль. В 2011-м он прошел в Казани. В 2009-м — в Перми. В Казань привозили на гастроли «Рассказы Шукшина» Театра наций и пластическую «Бедную Лизу» с Чулпан Хаматовой. В Пермь — Владимира Мартынова, Татьяну Гринденко (и не с классическим концертом — с перформансом!), балет Большого театра Женевы и спектакли Пиппо Дельбоно. В Москву — «Гамлета» Томаса Остермайера. И вот что важно: на крупных фестивалях Европы (особенно в Авиньоне) бросаются в глаза компании студентов театральных школ с рюкзаками за спиной. Эти компании говорят на всех языках, от чешского до китайского… но русских студентов там до сих пор нет.

Однако теперь они доезжают до столицы. «Территория» при поддержке Минкульта РФ и департамента культуры правительства Москвы становится в известном смысле походом горы «пропущенного века» к начинающему Магомету.

Фестиваль-школа везет в Россию именно новый опыт театральной Европы, Австралии, Японии (точнее — самую резкую, самую ошеломляющую, самую «пограничную» с другими искусствами часть этого опыта). В 2012 году на Фонтанной площади ЦПКиО им. Горького шло двадцатиминутное «Па-де-де с экскаватором» французского пластического театра Beau Geste, тело танцовщика и акробата Тьерри Журдена взлетало над ковшом, стелилось по рычагу, вело диалог с машиной. Оплывали в лазерных и видеоэффектах тела актеров австралийской компании Chunky Move. Вызывающе яркий и полный отчаянной тоски спектакль итальянского театра «Риччи/Форте» GRIMMLESS (то есть «Без братьев Гримм») смешивал на сцене лиловый, зеленый, оранжевый пластик чемоданов (в глобальном мире путешествия доступны всякому), угарную кислотную пестроту прикидов, леденцовые краски домика Барби, золоченые тела, мыльные пузыри, жестокость триллеров, детские обиды и страхи, наивный гедонизм низших слоев «золотого миллиарда» на исходе праздника, забвение устоев и приличий «классической Европы». Затянувшееся детство «без братьев Гримм» вело их к оплакиванию «старого мира» и родины: «Жила-была страна в форме туфли… Была — да вся вышла». В Circo Ambulante Андрея Могучего Лия Ахеджакова выходила к рампе в латах Дон Кихота. (Для Москвы это репертуарный спектакль, но для 120 студийцев «Территории» он был открытым уроком нового театра.)

«Войцек» Кирилла Серебренникова (Национальный театр Латвии) переносил действие пьесы Бюхнера в XXI век — и в галерею современного искусства. Над нищим солдатом и его подружкой Марией с младенцем на руках ставил опыты не столько зловещий Доктор, сколько безумный растлевающий мир, где реальность смешана с виртуалом, боди-арт превращает людей в хищных птиц, рептилий и клювокрылых призраков, Хэллоуин длится 365 дней в году, балы переходят в оргии, мертвенно-цветной неон заливает белые залы галереи, кордебалет носит гипсовые маски чудовищ и легко меняет гендерную природу. И не земля, а невыносимая ноосфера, сгустившаяся из вернисажей и телешоу, из нищих лестничных клеток, заваренных от греха почти тюремной решеткой, из угарных свобод, невыносимых для разума, здесь шепчет солдату Войцеку: «Убей… убей».

Так тщательно, так подробно, так декоративно «сценическая картинка» у Серебренникова не была проработана со времен «Поручика Киже» в МХТ.

Программа «Живые пространства» осваивала как театральные пространства плацкартный вагон на Казанском вокзале, унылый закоулок здания Минкульта, ободранный и расселенный дом на Страстном бульваре, Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной. Здесь шли читки новой пьесы Павла Пряжко «Три дня в аду», коротких и ярких сценических текстов Максима Курочкина и Михаила Дурненкова. Для участников фестиваля-школы спектакли переходили в творческие встречи с Камой Гинкасом, Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым, в мастер-класс австралийского хореографа Гидеона Обарзанека, в лекцию Андрея Ураева о пластике Михаила Чехова…

И фестиваль современного искусства оказывался формой прямой терапевтической работы. Профилактикой одичания, если угодно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow