СюжетыКультура

Сэм Мендес — разрушитель гробниц

23-й фильм о Джеймсе Бонде — в российских кинотеатрах

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Свет в конце туннеля — не финал, наоборот, пролог очередной бондианской главы. Из этого «запредельного света» возникает, движется прямо на нас силуэт. Это он, это он. Падающий с небес. Доблестный и неустрашимый. Символ мужественности и шарма. Тайный и прославленный агент МИ-6, любимое хобби которого — «воскресать».
Изображение

Надо же было догадаться продюсерам пригласить на постановку отлаженного конвейерного хита умницу Сэма Мендеса, разрушителя гробниц стереотипов, автора тончайших психологических семейных саг «Красота по-американски» и «Дорога перемен». Мендес и многочисленные сценаристы внесли в бондиану, справляющую в этом году полувековой юбилей, теплые семейные ноты. Ну правда, «М» (Джуди Денч), глава британской МИ-6, за долгие годы совместной работы практически усыновила любимого агента. (Что не мешает хладнокровной леди отдать приказ в него стрелять. Но! Работа есть работа.) И экранная МИ-6 для нас давно — большая семья. Да и у самого агента с лицензией на убийство обнаружились родители, точнее, их могила у часовни неподалеку от отчего дома в живописнейшей Шотландии. А в «доме том» бородатый дядюшка-егерь, видимо, и обучивший сметливого мальчика Джеймса стрельбе.

О сюжете писать преступно. Тем, кто пойдет на фильм, жаль портить впечатление, остальным все равно не описать редкостного сочетания лихости и грусти, саркастичности и нежности, иронии над всеми бондианскими клише. В общем, Мендес молодец. При бережном отношении к «сединам» бренда он создал современное вулканическое зрелище, в котором не боится размышлять о старости и уязвимости своих героев и дарит им возможность сосуществовать на внутреннем, «сенсорном» уровне.

Золотой век шпиономании завершился, считают новоявленные коллеги Бонда, агенты с «нулями» пригодятся разве что в Музее мадам Тюссо. Глупые, они не знают, что и израненный свинцовой шрапнелью, и ушибленный предательством Бонд — всегда Бонд. Дэниел Крейг и в двух предыдущих фильмах безжалостно «распарывал» миф огнеупорного победительного мачо. Его 007 — не супермен. Современный герой, не показушный, не свободный от искренней привязанности. Может промахнуться, тоскует по старым машинам, архаичной авторучке с взрывным устройством, уступившей место новомодным микрогаджетам, да и бриться предпочитает опасной бритвой… Все это внешнее. Бонд с легкостью перешагнул из ХХ века в ХХI, на повороте обойдя прочие новоявленные франшизы с качками-героями. Но в белесом, не авантажном Бонде Крейга — своя харизма, своя иррациональность, и главное — огромная внутренняя сила, которая и оправдывает чудесные подвиги и воскресения непобедимого героя. Вот почему Бонд непобедим.

Раньше 007 противостоял агрессивным странам вроде СССР, Кореи или Афганистана. Сегодня вакантное место злодея заняли маргинальные кибертеррористы. И лучезарный Хавьер Бардем в роли бывшего спецагента Сильвы, держащем в страхе и напряжении всю МИ-6, достиг невозможного: он смешон и страшен одновременно. Его выжженные перекисью волосы, мягкая эротичная пластика, чеширская улыбка — лишь рама для эксцентричного портрета (конечно, мы не представим себе гения зла Сильву в роли очередной девушки Бонда, но зачем же ласковый выродок настойчиво гладит грудь отважного спецагента?). Работа Бардема столь эффектна, что нетрудно предположить перспективу очередного «Оскара» за роль второго плана (зритель еще не забыл его маньяка-психопата Чигура из фильма Коэнов «Старикам тут не место», за которого Бардем получил заслуженную премию академиков). Бенефиса удостоена и убеленная сединами служебная мама Бонда «М», вокруг которой и закручена сюжетная спираль фильма.

Мендес раскаляет фирменную зрелищную аттракционность одного из лучших кинематографических сериалов. Шикарные мотоциклетные гонки по крышам Гранд-рынка в Стамбуле (со всем его избыточным восточным великолепием), умопомрачительные прыжки с моста над пропастью, драки на мчащихся поездах, баталии в британской подземке, перестрелка в здании правительства. И как обычно в бондиаде — на зависть national geographic — топонимия: от мрачного бункера Черчилля и Национальной портретной галереи до высоток Шанхая и стамбульской площади Эминеню, от покинутого жителями, затянутого паутиной «мертвого города» до экзотического Макао и утопающего в лесах Шотландии добротного родительского гнезда семейства Бондов. Прибавьте к этому хлесткие диалоги и изысканные подводные видеоклипы. На такую красоту и $200 миллионов не жалко. И несмотря на небывалую длину фильма — 143 минуты, смотреть его легко, а расставаться с 007 — не хочется. Потому что мир меняется быстро и необратимо, вчерашние незыблемости превращаются в пыль. Нужны же нам какие-то точки опоры? Будем ждать, когда он вновь вернется и произнесет заветный пароль: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow