СюжетыКультура

С нагайками на Набокова

Петербург: моноспектакль по роману «Лолита» отменен из-за анонимки

Этот материал вышел в номере № 121 от 24 октября 2012
Читать
Петербург: моноспектакль по роману «Лолита» отменен из-за анонимки. Решение об отмене спектакля принял сам исполнитель, Леонид Мозговой. Прецедент может стать сигналом: на артистов можно давить и добиваться выполнения требований мракобесов.
Изображение

Скверные вещи происходят в Санкт-Петербурге. Притом — одна за другой. Отменена выставка ICONS. Отменен спектакль «Граждане бесы». На сайтеwww.ruskline.ru(«Русская народная линия») по этому поводу на голубом глазу пишут: «Многими надпись на афишах была воспринята как оговорка по Фрейду. Может быть, сами того не желая, лидеры болотного движения обозначили свое родство с «бесами», описанными Федором Михайловичем Достоевским, и с демонами революции, терзавшими наше отечество в ХIХ и ХХ веке. Совсем в другом свете предстала их упорная позиция по защите осквернителей храмов. Многие указывали на то, что нынешние белоленточные оппозиционеры являются идейными продолжателями палачей русского народа: Бронштейна (Троцкого), Свердлова, Урицкого, Литвинова, Каменева, Зиновьева, Бухарина, Белы Куна и других. И действительно, все та же ненависть к православию, России, русскому народу и русской истории».

В чем именно состоит идейное продолжение?! Полный бред. Размашистый, как в 1920–1930-х, когда средний образовательный уровень населения СССР составлял четыре класса начальной школы. Работать агитпропу было легко: погромче да погрубей. Лепи ярлыки. Переспрашивать и сомневаться некому: грамотных перетопили в Крыму, переморозили на лесоповале. Без них веселей. А главное — проще.

Казалось, от этого агрегатного состояния умов Россия ушла очень далеко. Но после двадцати лет разрушения школы — наметилось новое оползание. Уже не под красным флагом. Но по тому же принципу: лепи ярлык! Усомниться в нем некому.

Теперь — из-за подметного, агрессивного и невежественного письма вымышленных «казаков» отменена «Лолита». В Петербурге, кажется, ходили речи чуть не о народной полиции нравов, о добровольных православных дружинах, разгоняющих «педофильские биржи» в определенных точках города. Но это дело хлопотное: педофильские биржи надо искать и разгонять, а Набоков — вот он. Любопытно, что моноспектакль Мозгового исполнялся со времен перестройки, ему свыше двадцати лет. Но именно сейчас в воздухе сгущается что-то, подсказывающее самым ограниченным, самым одичавшим: стало можно выпустить пар. Или вот-вот станет.

Борьба с реальными совратителями детей подменяется борьбой с Набоковым. Борцы с «гражданами бесами» пока клянутся Достоевским: но при таком одичании и его очередь придет достаточно скоро — и Ставрогина запретят, и Свидригайлова.

Интеллектуально и социально зрелый человек смотрит на грех открытыми глазами. Он знает: в мире есть зло. Но он достаточно силен, чтоб противостоять искушению хотя бы на личном уровне ответственности: в себе и в семье. Кстати, чтение «Преступления и наказания», «Анны Карениной» (хотя там про другие грехи) и «Лолиты» в юности закаляло его, помогая сделать личный ценностный выбор.

…Но интеллектуально и социально зрелые граждане, похоже, нужны все меньше. Кому-то нужны бородатые дети в лампасах с пудовыми кулаками, готовые верить в шпионский камень, в заграничных людей с песьими головами, в демона-Набокова.

И этому надо противостоять всем миром. Пока не поздно.

Отдел культуры

«Казаки, учителя и студенты». Кто и что скрывается за авторами «подметного письма»

Решение об отмене спектакля принял сам исполнитель, Леонид Мозговой. Прецедент может стать сигналом: на артистов можно давить и добиваться выполнения требований мракобесов.

В канун исполнения «Лолиты» в музее «Эрарта» (спектакль был назначен на 21 октября) по культурной столице разошлось письмо «учителей начальной школы» Анны Деговой и Сергея Исаева, «казаков Санкт-Петербурга» Дмитрия Дыгерне, Михаила Пархоменко, Антона Мартынова, Бориса Зайцева и Андрея Гринина и «студентов» Ирины Кагарлицкой, Сергея Криулина и Василия Быстрова. Они писали, что роман Набокова «оскорбляет всех порядочных людей», что в этом романе автор «изложил подробную историю совращения 12-летнего ребенка».

«Казаки, учителя и студенты» напоминают в письме, что актер Леонид Мозговой не побоялся «создать положительный образ Гитлера», играя его роль в фильме Александра Сокурова, которого называют «известным пропагандистом содомии». Цитируем письмо дальше: «Цинизм книги в том, что автор детально и нарочито растянуто описывает сам процесс своего греха, он упивается и нисколько не хочет быть прощенным. Он совершает половой акт несколько раз по ходу сочинения… И спектакль, и публикация, и реклама подобного романа под видом искусства — грех, а приглашение людей вступить в грех — еще больший грех… Обратитесь не к золотому тельцу или идолу современной моды, а к совести, и одумайтесь. Если же никто не одумается, то подписавшиеся будут активно препятствовать постановке, в том числе казачьими силами».

Попытки найти реальных авторов письма не увенчались успехом: пока в Петербурге казаков и учителей начальных классов с такими именами не обнаружено. Подписи в письме похожи как близнецы-братья — плохо читаемые буквы с множеством завитушек и росчерков. Содержание тоже вызывает сомнения в реальности авторов: даже если представить, что казаки принципиально не читают «Лолиту», потому что считают роман «грехом», то уж студенты — должны бы. И должны бы помнить, что не главный герой соблазняет нимфетку Лолиту, а она — его. Да и «упоение грехом» у Гумберта Гумберта выходит очень печальным. И прямое покаяние героя в финале есть… Но оставим передергивания на совести виртуального петербургского казачества.

Сотрудники музея «Эрарта» готовы были защитить и Леонида Мозгового, и публику. Но повлиять на решение об отмене спектакля не смогли.

«Это не наше решение, но мы уважаем позицию организаторов, — рассказала Анастасия Павленко, пресс-секретарь «Эрарты». — Мы сделали все возможное — предоставили зал, практически договорились с полицией, чтобы нам выделили дополнительную охрану для обеспечения максимальной безопасности».

Актер объяснил отмену нежеланием связываться с неадекватными людьми: «Я сам отменил спектакль, тем более раз вышел этот идиотский закон о пропаганде педофилии — при желании и воспаленном воображении в романе Набокова можно ее найти. «Эрарта» хотела пригласить усиленную охрану, но я отказался: зачем дразнить гусей? Моих друзей уже били, и хотя я не боюсь, но в данном случае не хочу идти на принцип».

Позицию актера поддержал и режиссер Александр Сокуров: «Полностью поддерживаю решение Леонида Павловича Мозгового. Нельзя с такими персонажами связываться, ведь артиста никто не защитит от оскорблений и насилия».

Зато депутат ЗакСа Виталий Милонов, автор закона об административной ответственности за пропаганду гомосексуализма и педофилии, известный борец с кальянами, теорией Дарвина и оперой Бриттена «Сон в летнюю ночь», заявил, что в Петербурге какое-то письмо не может стать причиной отмены спектакля. «Я считаю, что это просто пиар самого музея, который малоизвестен в городе, а сейчас прогремел, — сказал депутат. — Я не знаю людей, которые реально могли бы воспрепятствовать проведению спектакля, а поклонники и противники есть у любого мероприятия — так что теперь, все отменять? Ни к каким патриотическим силам это не имеет отношения».

Итак, автор письма-провокации неизвестен. Но если даже произошедшее в Петербурге — анекдот, это анекдот очень скверный. И как бы не «начало серии»…

«Теперь получается, что если завтра кто-то напишет, что в петербургских музеях выставлены скульптуры или картины с развратными изображениями, то музеи можно закрыть? — говорит Юрий Лесман, научный сотрудник Эрмитажа. — Если идти на поводу у провокаторов, психопатов или фанатиков, то Эрмитаж или Русский музей можно обвинить в пропаганде чего угодно — от экстремизма до сексуальных извращений. Может, Толстого запретить, Куприна? Не говоря уже о сюжетах Библии…»

«Это оскорбление Набокова и его великого романа о любви, — считает Ирина Левинская, доктор исторических наук, сотрудник петербургского Института истории РАН. — А еще это оскорбление Петербурга, города Набокова, где он родился и вырос. Сейчас мы готовим заявление в прокуратуру и надеемся, что удастся выяснить, кто был истинным автором этой провокации».

Наталья ШКУРЕНОК Санкт-Петербург

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow