СюжетыПолитика

«Меня пытали двое суток»

Леонид Развозжаев рассказал правозащитникам, как именно это было: посадили в микроавтобус, связали цепью, посадили в подвал, угрожали убить детей

Этот материал вышел в номере № 122 от 26 октября 2012
Читать
Леонид Развозжаев рассказал правозащитникам, как именно это было: запихали в микроавтобус, связали цепью, посадили в подвал, угрожали убить детей. Анонимный источник в органах уже угрожает всем, кто про это рассказывает

Сейчас Леонид Развозжаев — в СИЗО «Лефортово». Напомним, в пятницу оппозиционера похитили неизвестные в Киеве, после чего двое суток никаких вестей о нем не поступало. В воскресенье появилась информация о том, что он в Москве.

В СИЗО Развозжаев был доставлен вечером в воскресенье, после суда в закрытом режиме. Где он находился эти два дня и что с ним делали – загадка. Выходя из здания Басманного суда, он успел только крикнуть: «Меня пытали…двое суток пытали».

Что он имел в виду, выяснили члены Общественной наблюдательной комиссии, которых пустили к Леониду во вторник вечером. Правда, добиваться встречи пятерым членам ОНК пришлось пять часов. Их провели в конференц-зал и сказали, что к Развозжаеву пока нельзя. Только после того, как правозащитники объявили, что готовы прождать здесь хоть всю ночь, их, наконец, пустили. Разговор занял около полутора часов: подробности, о которых рассказал Леонид, пугают своей жестокостью.

Развозжаев исчез в пятницу в середине дня. К 10 утра он пришел в офис правозащитной организации HIASдоговариваться с представителем ООН о предоставлении ему статуса политического беженца. Около двух часов Леонид вышел пообедать. На улице его ждал микроавтобус. Со слов Развозжаева, четверо мужчин (трое в маске, один без) схватили его и силой запихнули внутрь. При этом Развозжаев пытался сопротивляться, кричал и звал на помощь. Интересно, что следствие не нашло ни одного свидетеля похищения человека среди бела дня. Неужели криков никто не слышал? Или просто свидетелей не очень искали?

То, что происходило дальше, напоминает скорее плохой боевик. Леонид рассказал правозащитникам, что руки и ноги ему связали цепями, еще одну цепь продели между двумя первыми. Сидеть приходилось все время в полусогнутом состоянии. На лицо натянули плотную черную шапку, чтобы ничего не было видно, на запястья надели наручники.

В микроавтобусе ехали около пяти часов — остановились, по подсчетам Леонида, почти сразу после того, как пересекли российско-украинскую границу. После этого Развозжаева вытащили из автобуса и провели в подвал какого-то здания. В этом подвале Леонид подписал явку с повинной, а также записал видеообращение.

Когда появилась информация о том, что Развозжаев признал свою вину, на него градом посыпались упреки: как же так, подставил и себя, и товарищей. Развозжаев явно не из тех, кого легко сломить побоями. Правозащитники ОНК передают со слов самого Развозжаева, что довелось пережить ему в подвале:

— Леониду сразу сказали: он вне правого поля, никто не знает, где он – не найдут даже холмик и могилу. Зато показывали прекрасную осведомленность о том, где находятся его жена и дети, грозили убить их. Его два дня не кормили, не давали воды, не пускали в туалет, постоянно издевались. При этом грозились: если он не заговорит, сделать ему инъекцию «сыворотки правды». Подробно описали последствия: частичная потеря памяти, деградация.

­— Они понимали, что бить нельзя, ­— поясняет Зоя Светова, секретарь ОНК. — Перед размещением в СИЗО заключенного должен осмотреть врач. Если бы он был избит, его бы просто не приняли — положили бы в больницу. Тогда поднялся бы шум.

Леонида заставили записать видеообращение. Текст, по словам Развозжаева, был подготовлен — правда, некоторые фрагменты удалось «подредактировать», чтобы хоть как-то смягчить. Где сейчас это обращение, никто не знает — правозащитники уверены, что у сотрудников Следственного комитета.

Это было в воскресенье. К вечеру Леонида, по его словам, привезли в Москву: все так же в наручниках и с завязанными глазами. Там в районе Измайловского парка его пересадили в машину СК. То есть, как утверждает Развозжаев, похитители передали обвиняемого с рук на руки следователям. При этом по версии СК, Развозжаев по собственной воле оформил явку с повинной.

Леонид уже заявил правозащитникам, что хочет отказаться от признания, данного под давлением неизвестных ему лиц, а также направить в прокуратуру заявление о похищении. Сделать и то и другое сложно без консультации с адвокатом. Соглашение о защите интересов Развозжаева уже заключили адвокаты готовятся Руслан Чанидзе, Александр Денисов и Марк Фейгин. Чанидзе, кстати, уже отработал в Киеве, получил очень важные документы.

Однако члены ОНК разъясняют: проблема в том, что СИЗО «Лефортово» – единственное, где разрешение на встречу с обвиняемым адвокат должен получить в Следственном комитете.

— Сегодня я сдал документы в СК, — рассказал «Новой» адвокат Марк Фейгин. — Они пообещали дать ответ завтра до 9:30 утра.

Члены ОНК подписали акт по результатам встречи с Развозжаевым. Завтра утром они планируют направить его в различные ведомства, в том числе — лично Владимиру Путину. На быструю реакцию со стороны властей правозащитники не рассчитывают. Более того: они опасаются, что власти готовят чистки и ожидают массовых арестов.

Мария ЕПИФАНОВА

P.S. «Истеричная кампания с элементами подтасовки фактов и вымыслов, которую организовали в СМИ представители оппозиции и их защитники по поводу явки с повинной Развозжаева, обернется для них совершенно неожиданными результатами», — сказал источник "Интерфакса" в правоохранительных органах. «В ближайшее время эти результаты станут достоянием общественности», — подчеркнул источник.

# МВД Украины: «Это были не преступники, а спецслужбы других стран»

25 октября на инцидент, связанный с похищением Леонида Развозжаева, наконец отреагировали в МВД Украины. Но не на уровне министра Виталия Захарченко или его заместителей.

Интерфакс-Украина цитирует слова начальника управления про связям с общественностью Владимира Полищука, который на вопрос «Кто же похитил российского оппозиционера в Киеве?» дает следующий ответ: «Разумеется, это были не преступные элементы. Это не криминальный вопрос, а вопрос взаимодействия силовых структур, о котором я ничего не знаю».

Полищук деликатно предположил: «Вероятнее всего, действовали силовики или силовые структуры других стран. И об этом можно сделать вывод, если посмотреть видео, которое появилось на российском телевидении на следующий день, где он (Развозжаев) был в сопровождении сотрудников ФСБ». Тем временем, по словам Владимира Полищука, в Соломенском райуправлении милиции Киева проходит доследственная проверка заявления адвоката Развозжаева, поданного 19 октября. (Ранее, 22 октября, украинская милиция утверждала, что никаких заявлений по данному поводу не поступало.)

А вот от Службы безопасности Украины до сих пор никакой реакции нет.

Ольга МУСАФИРОВА , соб. корр. «Новой», Киев

Изображение

# Чартером улетел «двойник» Развозжаева?

Виктор ЧУМАК, генерал-майор пограничной службы Украины в отставке, — о похищении Леонида Развозжаева

— Слишком много разночтений в информации, даже относительно того, как Леонид Развозжаев покидал Украину — самолетом или машиной…

— По данным моих источников из дипломатических кругов, Развозжаев покинул Украину на чартерном рейсе. Либо тогда остается предположить: чартером улетел похожий на него человек, который по документам был Леонидом Развозжаевым… Это и дало возможность представителю Государственной пограничной службы Украины, когда поднялся шум в прессе, заявить о легальном пересечении границы на выезд 19 октября.

— Российская сторона могла не посвятить руководство украинских пограничников в планы спецоперации?

— При полете на чартере или на личном самолете пассажир должен проходить точно такой же контроль, как остальные. Но есть нюансы, когда определенные договоренности могут совершаться на более низких уровнях, на личных связях. Отправляют чартером человека в состоянии алкогольного опьянения и просят «не заметить» — он же, мол, не на рейсовый самолет, никому из пассажиров не помешает. Или сказать контролеру: «Все нормально, летит коллега». Корпоративная солидарность — великое дело…

— А в это время настоящего Развозжаева переправляют на микроавтобусе через украино-российский кордон, через пункты пропуска в Сумской или Черниговской областях? Тоже договорились по-дружески?

— К сожалению, там много объездных и лесных дорог, не все еще перекрыто. Можно избежать встречи с пограничниками.

О. М.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow