СюжетыОбщество

На вылет из Москвы — по шоссе

На примере «Щелчка» изучаем реконструкцию вылетных магистралей столицы — совместно с экспертным центром Probok.net

Этот материал вышел в номере № 125 от 2 ноября 2012
Читать
На примере «Щелчка» изучаем реконструкцию вылетных магистралей столицы — совместно с экспертным центром Probok.net
Изображение

Парадокс на Стромынке

Сейчас на улице Стромынка (которая является частью «большого» Щелковского шоссе, ведущего из области на Садовое кольцо) осталась всего одна полоса в сторону центра. Было, конечно, немногим больше — две, и они тоже частенько стояли. А теперь движение и вовсе парализовано.

Как это получилось? Пятиполосную Стромынку (2 полосы в центр, 3 — в область) превратили в трехполосную (отняв по одной полосе в каждую сторону) исключительно из благих намерений. По центру улицы проходят трамвайные пути, и недавно власти решили отделить рельсы от остальной территории проезжей части высоким тротуаром, который, с одной стороны, препятствовал бы выезду машин на пути, а с другой — выполнял бы функции перрона для пассажиров и повышал бы их безопасность. И сделали — отняв по половине от прилегающих полос движения.

Парадокс этой малоприятной истории в том, что жертв среди автомобилистов можно было бы избежать. Вариант первый — дорогой — переместить трамвайные пути в геометрический центр улицы (в итоге удалось бы сделать по две полосы движения в каждую сторону). Вариант второй — оптимальный — предварительно расширить проезжую часть за счет прилегающей территории.

— Расширение Стромынки предусмотрено планом реконструкции Щелковского шоссе. При этом обустройство тротуаров-перронов у трамвайных путей в программу реконструкции не входит — это отдельный проект, — утверждает аналитик экспертного центра probok.net Никита Полянский. — Как так получается? Не знаю, да и мало кто, наверное, сможет объяснить. Формально эти тротуары — проект департамента транспорта, реконструкция — департамента строительства. Но почему их нельзя было если не объединить, то хотя бы синхронизировать — неизвестно.


Другие недостатки

Несогласованность планов и действий — одна из основных проблем, возникающих при реконструкции вылетных магистралей, которая так ярко проявила себя в случае со «Щелчком».

— Важно понимать, что после реконструкции ни одна вылетная магистраль не «полетит», как бы об этом ни мечтали автомобилисты, — чем лучше будут условия на шоссе (больше полос и многоуровневых развязок, меньше светофоров), тем больше на нем будет машин и все равно все забьется. Главная цель реконструкций — сделать «вылетки» пригодными для нормального функционирования наземного общественного транспорта. А это всегда не только сама реконструкция, но и перестройка развязок с МКАД (которая, как правило, входит в проект реконструкции МКАД), строительство перехватывающих парковок (проект в ведении департамента капитального ремонта), продление выделенных полос в область, — объясняет Полянский.

Проект реконструкции Щелковского шоссе, как отмечают эксперты, в целом неплох. Из «Щелчка» не будут делать скоростную магистраль типа Ленинградского проспекта (такие дороги, как полагают многие транспортные специалисты и урбанисты, больше разъединяют районы города, чем объединяют), на нем сохранят и светофоры, и левые повороты. Шесть полос от Комсомольской до Преображенской площади. Выделенная полоса для общественного транспорта начинается от станции метро «Преображенская площадь» и продолжается до МКАД. После пересечения с Халтуринской улицей местами появляются дополнительные проезды, полноценный дублер начинается после метро «Черкизовская», причем на нем будут оборудованы парковочные карманы, что не учтено в части проектов реконструкции других вылетных магистралей. В районе метро «Щелковская» будет построена эстакада, чтобы освободить место под полноценный транспортно-пересадочный узел.

Если же говорить о недостатках проекта, эксперты обращают внимание на путепровод под Митьковской железнодорожной веткой, который так и не решились расширить, по-видимому, из-за высокой стоимости работ, и который может стать «бутылочным горлышком» Щелковского шоссе. Кроме того, проект не предусматривает строительства подземного пешеходного перехода в районе метро «Сокольники» — для него, к сожалению, так и не смогли найти место. Спорным кажется решение с организацией съезда с МКАД не на основную часть шоссе, а на дублер.

— Проект, безусловно, поможет разрешить некоторые локальные проблемы на «Щелчке». Гораздо большего можно было бы добиться, если бы началось расширение Щелковского шоссе в области и была перестроена развязка на МКАД, — считает Полянский.

Это, к сожалению, справедливо и для других вылетных магистралей.

Еще одна опасность — ограниченность финансовых ресурсов.

— Столичные власти запланировали реконструировать 19 магистралей, но никто не может сказать, хватит ли на это денег. Тем более никто не может сказать наверняка, когда начнется реконструкция МКАД.

— Нам очевидно, что проекты по вылетным магистралям составлялись в спешке и из-за этого в них допущено много небольших ошибок. Почему на «Щелчке» предусмотрели парковки на дублере, а на шоссе Энтузиастов, например, нет? Людям надо где-то оставлять машины, и если нет карманов, они будут парковаться прямо на дублере (а если места не хватит, то и на основной магистрали), что может парализовать движение.

Экспертный центр Probok.net пытается выявлять подобные мелкие недостатки и требует внести изменения в проекты. Москомархитектура признает большинство предложений целесообразными, но проекты не пересматривает.

P.S.Мы уже направили в правительство Москвы официальный запрос по поводу дорожно-транспортной ситуации на улице Стромынка. Надеемся скоро опубликовать ответ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow