Сюжеты

Спасти рядовых аргонавтов

В день президентских выборов в США на наши экраны выходит фильм «Операция «Арго», характерный пример патриотизма по-американски

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 127 от 9 ноября 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

В день президентских выборов в США на наши экраны выходит фильм «Операция «Арго», характерный пример патриотизма по-американски...

Авантюрный политический триллер Бена Аффлека наглядно демонстрирует, как средний актер (он был неоднократно номинирован и даже «удостоен» премии «Малина» как худший исполнитель) становится отличным сценаристом («Оскар» за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг») и блестящим профи в режиссуре.

В основе фильма – реальные события, операция по спасению шести американских дипломатов из «революционного» Тегерана. Именно скрупулезное следование подлинным обстоятельствам фантасмагорической действительности – держит пружину фильма.

4 ноября 1979 года революция сосредотачивает гнев народа на происках США, поставивших мучать целую страну звёздно-полосатого шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, искусно сочетающего любовь к роскоши с пытками непокорных граждан. Революционно настроенные исламские фундаменталисты во главе с незабвенным аятоллой Хомейни, быстро наводят в стране порядок, повсеместно жгут чучела и портреты Пехлеви, прославляют своего лидера рахбара Хомейни… И вот уже разъяренная толпа, ведомая отрядами смертников врывается на территорию американского посольства, берет в заложники 52 американца. Но шестерым чудом удается выскользнуть и спрятаться в доме посла Канады. Их могут обнаружить, а значит убить - в любой момент. Дети под руководством строгих воспитательниц уже складывают «пазлы» их портретов из порезанных шредером бумажных посольских архивов.

Тут и начинает разворачиваться беспрецедентная авантюрная операция, к которой спец-службы подключают наработки Голливуда. Почему бы ЦРУ не использовать красочные сюжеты в духе «Звездных войн» или «Планеты обезьян»? Все знают, что киношники – сумасшедшие. Только безумным кинематографистам может прийти в голову идея снимать фильм на охваченной исламской революцией территории Ирана. И конечно, у них будут канадские паспорта, они просто «выберут натуру», потом «улетят», пройдя все посты, и паспортные кордоны бдительных «революционеров». Так начинает строиться сценарий спасения: из ничего, из пуха фантазии и домыслов + эскизы и дурацкий синопсис + офис несуществующей продюсерской компании + шикарная вечеринка в Беверли Хилтон с шампанским, ростовыми куклами-монстрами и вездесущей прессой. И ап! Все верят в осуществление невозможного. Потому что в Голливуде все лгут, чтобы выжить. Все пускают пыль в глаза. Много пыли.

ЦРУ спонсирует фильм «Арго» о жизни монструозных инопланетян на пустынной планете, обнаруженной киношниками где-то на Ближнем Востоке.

Аффлек, умница Грант Хеслов (продюсер, сценарист, актер, прославивший имя в достойных фильмах «Правдивая ложь», «Доброй ночи и удачи», «Враг государства») и сценарист Крис Террио решили почти с хронологической точностью следовать реальным событиям. Это решение и сделало фильм магнетически притягательным. Ты знаешь, чем закончится картина (а в каких голливудских фильмах, ты не знаешь, что все будет хорошо?), и тем не менее, ты вжимаешься в кресло, живое дыхание завораживающей опасной интриги держит в напряжении на протяжении всего фильма.

Вся эта невероятная история овеяна кинематографической романтикой.

И рифма со вторым фильмом знаменитой «обезьянней» франшизы «Под планетой обезьян», в котором новые астронавты летит в поисках пропавшей группы. И реальные имена голливудских продюсеров, участвующих в создании большого мыльного пузыря неосуществимого блокбастера. В конце концов, и главный герой всей спец-операции Тони Мендес (Бен Аффлек), специалист по «эвакуациям» в ЦРУ, разработал этот безумный, безумный план побега именно потому что нащупал связь между шпионажем и актерским мастерством…да нет, тотальным волшебным обманом, которым и занимаются кинематографисты. А публика обманываться рада. Даже Министерство культуры охваченного восстаниями Ирана, подписывает киношникам разрешительные бумаги. Авторы фильма с помощью незаметного грима: сценарных штрихов, монтажных столкновений, драматургическими акцентами - усилили историю эмоционально.

Наше киноначальство спит и видит во сне кинопатриотику, от которой сходили бы с ума зрители, и после кинопросмотра вывешивали на окнах национальный флаг России. Но вот вам пример, отличного патриотического кино. В котором, есть место для критики «партии и правительства» американских штатов и даже неповоротливого косного ЦРУ. В итоге авантюрные смельчаки, такие как Мендес обречены на одиночный подвиг. Но подвиг – всегда личное решение. При этом ведет Мендеса и его единомышленников одна простая идея, невидимыми буквами написанная на всех флагах США. Это согласие «прав» и обязанностей». Право граждан защищать свою страну «от всех врагов , внешних и внутренних», как записано в «Присяге на верность..» вдохновляется обязанностью страны защищать каждого своего гражданина и его право на жизнь. Может, это «согласие» и помогает осуществиться столь фантастическому реальному сценарию - в жизнь.

Сильный момент – финальные титры. На экране парные портреты исполнителей и их прототипов. Схожесть почти буквальная. Но дело не в этом, мы смотрим фото и хронику действительных событий в Тегеране, ретроспективно понимая, что все эти моменты (сжигание чучела бывшего шаха, девушки в хиджабах с автоматами, повешенные на строительном кране, толпа врывающаяся на территорию посольства) мы только что видели в фильме.

И вот в чем парадокс. Фильм, которого не должно было быть, задуманный в 1980 году под называнием «Арго» - все же осуществился (хотя и с принципиально измененным сценарием) спустя более чем 30 лет. Вот она, живучая спасительная сила искусства. Как поется в известной песне «Арго» из малоизвестного отечественного фильма «Веселая хроника опасного путешествия»: «Если сникнет парус мы ударим веслами».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera