СюжетыКультура

АФИША

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 127 от 9 ноября 2012
Читать

Поторопитесь: в московском Центре дизайнаArtplay— после Токио, Нью-Йорка, Тайпея, Гонконга и Лондона — последние дни работает фотовыставка TheLittleBlackJacket: CHANELsclassicrevisited. В образах детей и пенсионеров, звезд хип-хопа и артистов балета, редакторов модных журналов и музыкантов, актеров, наконец, выставка, стилистом которой выступила Карин Ройтфельд, а фотографом — знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, представляет 113 «обличий» классического твидового жакета, разработанного в 1950-х самой Коко Шанель. Любой из снимков говорит только одно слово: «жакет», но делает это всякий раз по-разному. В чем смысл такого высказывания? В том, что, как и в случае с «маленьким черным платьем», «маленький черный жакет» может быть у каждого, и у каждого — свой.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10.До11 ноября.

Северное Возрождение в его германском изводе — достояние мировой культуры не одну сотню лет. Дюрер и Гольбейн, Грюневальд и Альдорфер, Кранах, наконец, — эти имена знает всякий любитель живописи. В отличие от имен современных художников Германии, особенно тех, кто продолжает писать картины во время, когда сам живописный жанр отдельные несознательные элементы с завидным упрямством пытаются объявить анархизмом, не соответствующим их современному пониманию мира. А между тем вот они, эти герои: Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Георг Базелиц, Ими Кнебель и рано ушедший из жизни ученик Йозефа Бойса Блинки Палермо. Все они будут представлены своими работами на выставке «Реальность живописи. Картина в искусстве Германии, 1950–2010», которую Художественный музей Бонна открыл в Государственном центре современного искусства.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2.До 16 декабря

Старая добрая Англия

Правление династии Тюдоров в Англии охватывает чуть менее столетия с четвертью, от воцарения Генриха VII в 1485 году и до смерти его внучки Елизаветы 24 марта 1603 года. Их сменили Стюарты — Яков I, первый государь, правивший одновременно обоими королевствами Британских островов, и трагический Карл I, сложивший голову на плахе в 1649 году. В этот золотой век английской культуры, который на самом деле длился без малого два столетия, вместилось все английское Возрождение, Реформация и контрреформация, Шекспир, колонизация Америки и победа над «Непобедимой армадой», начатки промышленной революции, а также сменявшие друг друга королевские дворы со всей их роскошью и блеском. Все это в материальном воплощении вселилось сразу в два выставочных зала Московского Кремля: в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца в минувшую среду открылась великолепная выставка «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I». Парадные портреты славных монархов и портретная миниатюра, геральдическая скульптура, ювелирные украшения, старинные часы, церемониальные сосуды, парадное серебро, украшения интерьеров, оружие и доспехи, костюмы, шпалеры и вышивки — экспозицию составляют подлинные шедевры придворного искусства из собраний Музея Виктории и Альберта, Королевской коллекции, Королевской оружейной палаты, Музея истории Лондона, Национальной портретной галереи, Национального морского музея в Гринвиче, Королевского института британских архитекторов и Достопочтенной компании оружейников и медников, а также частных коллекций. Отдельного внимания заслуживают редкие печатные издания сочинений придворных поэтов и драматургов, в том числе шекспировское «Первое фолио».

До 27 января 2013 года

Фарфоровые штуки

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства— Дни рижского фарфора: Латвийский национальный художественный музей в сотрудничестве с Рижским музеем фарфора и частными коллекционерами представляет довольно большую выставку «Рижский художественный фарфор. 1925–1940». Собственно говоря, это выставка красивых предметов, к тому же рассказывающих о Риге второй четверти прошлого века, ее городской культуре, быте, традициях и истории.

Ул. Делегатская, 3.До 12 декабря

Дженни с района

Когда у эстрадного исполнителя появляется необходимость делать кавер-версию «Ламбады», к самому исполнителю появляется много вопросов по части его актуальности. Когда с помощью этого кавера предпринимается попытка перезапустить карьеру, вопросов возникает еще больше. Дженнифер Лопес — поп-звезда международная, дама взрослая, а застряла в бессмысленном гламуре рубежа веков, как какой-нибудь Тимати. Да и то сказать, десять лет назад с хитом JennyfromtheBlockона была куда более на волне. Впрочем, программу двух ее московских концертов в Крокус Сити Холле 10 и 11 ноября составят в основном именно «старые хиты». А как еще-то?

МВЦ «Крокус Экспо», Пав. №3.Начало концертов в 20.00

Недоступные шедевры

Московский коллекционер Сергей Григорьянц решил предоставить широкой публике возможность увидеть более четырехсот раритетных произведений русских и западноевропейских мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства XII— начала XXвека из своей коллекции. Начиная с 10 ноября в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»можно будет увидеть многие работы Брюллова и Айвазовского, Боровиковского и Репина, Сурикова и Серова, Коровина и Кустодиева, Рериха и Врубеля, Борисова-Мусатова и Лансере, Кандинского и Малевича, Сарьяна и Бакста. Прежде известные в основном узкому кругу знатоков, некоторые из представленных картин могут изменить общие представления об их творцах. А в «западноевропейской» части выставки «Грани старой коллекции»есть и вовсе несомненные шедевры. В их числе диптих «Благовещение» Фра Беато Анджелико; малоизвестный портрет Елизаветы Петровны кисти Георга-Христофа Гроота, самого модного живописца при дворе императрицы; подлинный картуш с изображением встречи сестер — Девы Марии и Праведной Елизаветы из церковного убранства эпохи Петра I; древнеармянская евангельская рукопись на пергаменте с многочисленными миниатюрами и заставками, в серебряном переплете, датируемая примерно 1200 годом, и многие другие.

Ул. Дольская, 1.До 10 марта 2013 года

Этно-электронщики TheodorBastardстараются не давать проходных концертов, каждое шоу готовя отдельно и особенным образом. Вот большой сольный концерт 11 ноября в клубе «Б2»обещает быть чем-то интересным: коллектив представит новую программу и ряд коллабораций с приглашенными музыкантами — Валерием Атановым и Zmitser’ом von Holzman’ом. В принципе, в сочетании синтезаторов с джамбеями, конгами, дарбуками, маримбами и прочей этнической перкуссией ничего принципиально нового нет, но качественный материал с просторов worldmusicс налетом трип-хопа вкупе с голосом «печальной Ундины» — вокалистки группы Яны Вевы — выделяет TheodorBastardна отечественной музыкальной сцене.

Ул. Большая Садовая, 8.Начало в 20.00

Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Эта так называемая народная мудрость явно не про господина Пунтилу, центрального персонажа брехтовской пьесы «Господин Пунтила и его слуга Матти», написанной им по рассказам и наброскам пьесы финской писательницы Хеллы Вуолийоки. Богатый финский землевладелец, добрый, приветливый и щедрый, когда пьян, делается жестоким, эгоистичным и расчетливым, протрезвев. Анекдотические ситуации почти классической комедии положений Брехта стали для худрука Театра им. Вл. Маяковского Миндаугаса Карбаускиса поводом поговорить не только о социальных противоречиях, но и о двойственной природе человека, особенно человека власти, и о лицедейском характере самой власти. Итогом 13 ноября станет премьера спектакля «Господин Пунтила и его слуга Матти». В постановке заняты такие мэтры, как Михаил Филиппов, Анатолий Лобоцкий, Игорь Кашинцев, актриса Зоя Кайдановская, а также другие актеры театра. К слову, предпремьерные показы спектакля в октябре прошли очень хорошо.

Ул. Большая Никитская, 19.Начало в 19.00

Скорбь светла

Очень немногое известно нам о несправедливо короткой жизни Джованни Баттисты Перголези, а многое из того, что известно, больше походит на апокрифические предания, чем на факты реальной биографии. Взлет его был стремителен: блестящий мелодист, он прославился своими операми-буффа, когда ему не было и двадцати. Говорят, без его находок и новаций в них не было бы ни бельканто, ни Верди с Пуччини, во всяком случае, таких, какими мы их знаем. А в 26, незадолго до смерти, Перголези написал свой «реквием» — кантату StabatMaterDolorosa(«Стояла мать скорбящая»), партитуре которой суждено было стать самой издаваемой в XVIIIвеке. Это небесная музыка, требующая от музыкантов — как правило, небольшого камерного состава — почтительного, трепетного, где-то благоговейного даже исполнения. 10 ноября в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе св. апостолов Петра и Павла она зазвучит силами Камерного оркестра имени М.М. Ипполитова-Иванова (дирижер Максим Сафонов), сопрано Таисии Земсковой, меццо-сопрано Натальи Кучиной и Дианы Григиной и органистки Юлии Ивашиной.

Старосадский пер., 7.Начало 19.00

«Молодая шпана» из Китая

В Московском музее современного искусстваоткрылась выставка под названием «Новые направления: молодое искусство Китая». По разряду нового там, видимо, проходят ощущения китайских художников, чьи имена нам ничего не говорят, от открываемого ими — по мере открывания самой страны под руководством коммунистической партии — искусства Запада разных лет. По части винегретности представленных «творческих исканий» экспозиция очень напоминает конец 1980-х в нашем собственном возлюбленном Отечестве, когда каждый полиэтиленовый пакет с рекламой казался прекрасным, всякая журнальная страница на заграничном языке — объектом внимания, а любые произведения искусства «оттуда» — образцами для подражания и источниками вдохновения. Смотреть это интересно только с учетом собственно китайской специфики/экзотики, но вот молодость, когда мир тебе еще открывается, на выставке таки да, чувствуется.

Ул. Петровка, 25.До 2 декабря

12 ноября на сцене Москва-Hall— маэстро трип-хопа Tricky. Всегда сложный, идет ли речь о музыке или о характере, способный провести концерт спиной к зрительному залу, не выходя из затененного угла сцены, или все шоу пронырять в публику, что твой Игги Поп времен TheStooges, Трики, начинавший как студийный резидент культовой формации Massive Attack, но быстро выросший в самостоятельную творческую единицу, делает музыку прямо из своей угрюмой харизмы. Отсюда метаморфозы ритма, срывающего с дремотного покачивания головой в сумасшедший хедбэнгинг, отсюда апатичное бормотание, помноженное на темпераментную читку (как правило, не своим голосом), отсюда вызывающая жанровая калейдоскопия, заключенная в жесткую трубу узнаваемой индивидуальности. Впрочем, сбои тоже бывали. Не зря в предварительном сет-листе московского концерта практически нет номеров из последнего и предпоследнего альбомов MixedRaceи Knowle West Boy, зато обильно представлены пластинки 1990-х, включая непроглядный похотливый дебют Maxinquaye, который, кто помнит, в 1995-м стал одним из трех китов трип-хопа.

Триумфальная пл., 1.Начало в 20.00

Вид на жительство

Эмиграция из современной России — явление, увы, масштабное, причем как буквальная, за рубеж, так и виртуальная, «внутренняя эмиграция». Выставочный проект «Вид на жительство»двух фотографов Егора Заики и Максима Шера в Цехе Красного на «Винзаводе»исследует как раз «транзитную» зону внутренней эмиграции, в которой идет этический поиск современного художника, не желающего давать прямых социально-политических оценок окружающему миру, пространство смысловой и эстетической полупустоты, где культурные знаки и коды сиюминутного настоящего выступают единственной возможностью нащупать и обозначить границы собственной идентичности. Выставка объединяет 120 фотографий, видео и инсталляцию, передающих дух времени — чувство потерянности, попытки обрести свое «Я» и подлинную Родину в окружающем мире.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.С 14 ноября

Не мартовские иды

Королевский шекспировский театриз Стратфорда-на-Эйвоне, родного города Барда, как известно, снова в Москве — после 45-летнего перерыва: последние полномасштабные гастроли театра в России состоялись в 1967-м. Англичане привозят «Юлия Цезаря», который будет идти на сцене МХТ четыре дня подряд — с 14 по 17 ноября. Художественный руководитель театра и постановщик спектакля Грегори Доран, интерпретируя трагедию Шекспира, перенес действие в современную Африку — все роли в спектакле исполняют темнокожие актеры, и пьеса в свете прошлогодней «арабской весны» неожиданно получила ультрасовременное звучание, второе действие «Юлия Цезаря», обычно воспринимаемое как некая антикульминация, стало не менее важным, а основным вопросом оказывалось не то, избавятся ли люди от диктатора, а кто его заменит.

Камергерский пер., 3.Начало спектаклей в 16.00 и 19.00

Нy и Африка! Вот так Африка!

Фотографии Антона Лялина, во всяком случае, те монохромные отпечатки, что представлены в рамках открывающейся 14 ноября в Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки «Портрет Африки: Избранное», ассоциируются — вольно, субъективно и почему-то — с историей про Айболита. Ну, вот так, да. Все эти слоны и носороги, величественные и монументальные, снятые на фоне завораживающих пейзажей, представляются персонажами, чья необузданная сила и природная энергия может поднять «врага на рога», но чье первобытное совершенство так часто обижается всякого рода бармалеями. Лялин, находящий вдохновение в Серенгети и национальном парке вулканов Уганды, в Ботсване и Кении, умеет оставаться незаметным, но очень внимательным наблюдателем. Выверенные ракурсы и выстроенные композиции, умелая фиксация игры света и тени, использование высокого неба в качестве фона — это его авторский стиль, позволяющий зрителю почувствовать себя с животным один на один.

Болотная наб., 3, стр. 1.До 9 декабря

NET, NETи еще раз NET!

Очередной Международный фестивальNET(Новый европейский театр), стартующий в Москве 14 ноября, проходит в Год Германии в России, а потому основная часть его программы будет немецкой. Впрочем, откроется фестиваль спецпроектом из Франции — спектакль хореографа Филиппа Декуфле Octopusна сцене Театра им. Моссовета (начало в 20.00). Другими площадками фестиваля станут Центр им. Мейерхольда, «Винзавод», театр «Школа современной пьесы», галерея «Солянка», театр «Практика», Новый Манеж и Театр Наций. Именно на сцене последнего состоится главное, по мнению организаторов, событие фестиваля — постановка Impromptusтруппы знаменитого немецкого хореографа Саши Вальца, до поры обходившего российскую столицу в своих гастрольных графиках. Это случится, впрочем, уже в декабре. Программу фестиваля NETможно найти тут: http://netfest.ru/shedule.

Мелочь, а приятно

Эрмон и Рамона

На целых два спектакля продлены московские гастроли Тбилисского государственного театра марионеток Резо Габриадзе. 11 ноября на сцене Студии театрального искусства состоятся дополнительные показы «Рамоны», прекрасной и трагической истории любви двух паровозов, которую маэстро сочинил, по его собственному признанию, задетый фразой Киплинга, что «наиболее нежное, что придумал человек, это локомотив». Уезжая в командировку, паровоз Эрмон оставляет свою возлюбленную Рамону. Убитая горем разлуки, она встречает бродячий цирк Шапито, который загубит всю ее жизнь. Разлученные влюбленные встретятся, но какой будет их встреча и при каких обстоятельствах, остается для зрителей загадкой на протяжении всего спектакля. Главные роли премьеры озвучивают Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Роман Карцев, Руслан Микаберидзе, Ольга Тумайкина, Алексей Колган, Заза Папуашвили и другие.

Ул. Станиславского, 21, стр. 7.Начало спектаклей в 16.00 и 19.00

Кроме того

«После довольно продолжительной Франции» Вероника Долина, певица, не поющая чужих песен, снова в Москве и среди осенних концертов на разных столичных площадках представит 11 ноября в клубе «Гнездо глухаря»свою новую программу стихов и песен «Горностай». Всем, кто любит женский извод бардовской традиции, стоит сходить, ибо сама Долина говорит: «Вероятно, так теперь и пойдет — приезжать-то я буду, но и уезжать… Больше, чаще, на более чувствительное время».

Цветной бульвар, 30.Начало в 20.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow