СюжетыПолитика

«Шанхайцы», «комсомольцы» и миллиарды

Съезд компартии Китая проходит на фоне невиданных коррупционно-политических скандалов

Этот материал вышел в номере № 128 от 12 ноября 2012
Читать
Съезд компартии Китая проходит на фоне невиданных коррупционно-политических скандалов

Пекин наводнен людьми в форме — простыми полицейскими и бойцами внутренних войск, так называемой вооруженной народной полицией. Они охраняют вестибюли метро, вокзалы и прочие объекты, которые властям кажутся важными. Особая миссия возложена на «добровольцев» — людей с красными повязками на рукавах, число которых вполне соответствует колоссальным масштабам Китая — их почти 1,4 миллиона! Они должны мгновенно пресекать любые попытки неправильного поведения граждан. В первую очередь речь идет о «жалобщиках» из провинции, которые пытаются прорваться в столицу, чтобы донести свои горести до проходящего там с 8 ноября XVIII съезда компартии. Шансов у «жалобщиков» мало: на глазах у корреспондентов, например, в пятницу какая-то пожилая женщина попыталась развернуть на центральной площади Тяньаньмэнь плакат, но была скручена в считаные секунды.

Сам съезд построен по лучшим ностальгическим канонам СССР — огромный, залитый слепящим светом зал, ряды смирно сидящих делегатов в строгих костюмах или экзотических нарядах национальных меньшинств, президиум с вождями партии на фоне гигантского серпа и молота в обрамлении десяти красных знамен. Выступающие сменяют друг друга, но практически ничего не просачивается из-за кулис судьбоносного форума, который на очередные десять лет не только назовет новое руководство КНР, но и внесет крупные изменения в политику страны с населением 1,3 млрд человек.

С генсеком все ясно

В отчетном докладе съезду уходящий в отставку генсек ЦК и председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что Китай должен ускорить замену своей уже почти исчерпавшей себя хозяйственной модели и к 2020 году удвоить размеры валового внутреннего продукта. Предполагается, что после этого КНР станет крупнейшей экономикой планеты, оттеснив с первого места США. Ху Цзиньтао пообещал к 2020 году удвоить и доходы китайцев, которые, кстати, за предыдущее десятилетие уже увеличились более чем в пять раз. Новый большой скачок предполагается сделать на основе перехода от нынешней экономики дешевых рук, массированных инвестиций и зависимости от внешних рынков к модели, основанной на широком и устойчивом внутреннем спросе со стороны все более богатеющего населения.

Ху Цзиньтао, кстати, многозначительно заявил и о том, что в КНР нужно «активно, но взвешенно проводить реформу политической системы». Судя по всему, речь идет об осторожном расширении системы выборов на относительно демократической основе. Уже есть сведения, что предстоящее избрание нового состава политбюро ЦК впервые пройдет при наличии альтернативных кандидатов.

Съезд к тому же показал, что в Китае по-прежнему работает его уникальная система регулярного обновления власти. Чтобы исключить опасность установления личной диктатуры, в стране со времен великого реформатора Дэн Сяопина каждые десять лет сменяется руководство. Его состав определяется внутри верхушки компартии путем закрытых, но, судя по всему, достаточно откровенных консультаций и дискуссий. К этому механизму своеобразной внутренней демократии допущена, правда, только элита страны.

Сам съезд будет проходить в пекинском Доме народных собраний до 14 ноября, он выберет Центральный комитет из 204 человек. И самое интересное произойдет 15 ноября, когда пленум новоизбранного ЦК объявит о составе высшего руководства, включая генерального секретаря и других членов постоянного комитета политбюро. Это высший коллегиальный орган власти, в который сейчас входят 9 небожителей.

С генсеком давно все ясно — им станет нынешний заместитель председателя КНР 59-летний Си Цзиньпин. Его кандидатура была определена путем многоходовых согласований, включая, по некоторым данным, и секретный рейтинговый опрос верхушки партии. Товарищ Си имеет репутацию очень осторожного и не слишком яркого политика, он представляет фракцию так называемых принцев — руководителей партии уже во втором поколении, аристократов КПК. Среди них немало сторонников левых маоистских идей, однако сам будущий лидер, как говорят, и в этом проявляет умеренность. После получения высшего поста в партии он в марте будущего года обретет и верховную государственную должность — станет председателем КНР.

Любитель советских песен

«Принцы» сейчас примыкают к другой фракции — так называемой шанхайской группе во главе с бывшим генсеком и экс-председателем КНР Цзян Цзэминем. Этот 86-летний политик проявил завидную активность, проталкивая своих людей в высшие органы руководства. «Шанхайскую группу» тоже иногда относят к левым силам в партии, однако скорее она сплочена по принципу личной верности товарищу Цзяну, который, кстати, в свое время стажировался на Московском автозаводе им. Сталина, говорит по-русски и обожает старые советские песни. Западные и японские наблюдатели считают Цзяна классическим «крестным отцом» — крайне жестким к соперникам, милостивым и щедрым к «своим».

«Шанхайцам» и блокирующимся с ними «принцам» противостоит группировка уходящего в отставку руководства Китая — Ху Цзиньтао и премьера Вэнь Цзябао. Их еще условно называют «комсомольцами», поскольку в этой фракции немало тех, кто сделал карьеру в Коммунистическом союзе молодежи Китая. Группировка объединяет последовательных реформаторов-рыночников. По слухам, Ху Цзиньтао хотел сделать своим преемником одного из видных «комсомольцев» Ли Кэцяна, но проиграл. Теперь тот на предстоящие 10 лет станет главой правительства, человеком № 2 в иерархии.

По крайне скудным сообщениям, 70-летний Ху Цзиньтао во внутренних интригах уступил бывшему стажеру автозавода им. Сталина. Поговаривают, что Цзян Цзэминь может провести больше своих сторонников в Постоянный комитет политбюро ЦК. Ходят слухи, что его численность сократят до 7 человек — и это тоже вроде бы на руку «шанхайцам». Однако и «комсомольцы» свое получат, поскольку все соперничающие силы в партии понимают опасность серьезного раскола.

На съезде уже объявлено, что так называемая «концепция научного развития» Ху Цзиньтао приобретает теперь статус долгосрочной официальной идеологии партии. До сих пор ее составными частями провозглашались марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, реформаторская теория Дэн Сяопина и теоретическое наследие Цзян Цзэминя. Кстати, одна из интриг съезда в том, что из сообщений официальной печати и высказываний представителей партии в последнее время как-то исчезли слова об идеях Мао. Это породило слухи о том, что упоминание о них как о теоретической основе деятельности КПК может быть вычеркнуто из устава партии. Такой поворот, конечно, стал бы колоссальной победой реформаторов.

Компромат против компромата

Еще большая интрига связана с тем, сохранит ли Ху Цзиньтао за собой посты председателя Центрального военного совета Китая и Военного совета КПК. Эксперты полагают, что ему это удастся. В таком случае Ху Цзиньтао удержит контроль над вооруженными силами, что позволит ему сохранить немалую часть своего влияния.

Маневры на съезде продолжаются, и, видимо, кадровые вопросы будут окончательно решены в последний момент. Неясно и то, как будут урегулированы грандиозные скандалы, которые привели к тому, что нынешний партийный форум начался на месяц позже. В канун открытия съезда был арестован и отдан официальному следствию ранее исключенный из партии любимец левых в КПК Бо Силай, бывший член политбюро, экс-глава партийной организации 30-миллионного мегаполиса Чунцин. Перед этим он несколько месяцев находился в одной из секретных тюрем партийной контрразведки — Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. По итогам ее расследования было объявлено, что Бо Силай виновен в коррупции, злоупотреблениях и «неподобающих половых связях со многими женщинами». На съезде этот крайне популярный политик должен был войти в состав Постоянного комитета Политбюро, но теперь его ждет многолетнее заключение или даже смертный приговор.

Падение Бо Силая нанесло левым огромный ущерб. Но и реформаторы получили болезненный удар: «Нью-Йорк таймс» недавно опубликовала подробные материалы о капиталах семьи премьера Вэнь Цзябао, которая за время его пребывания у власти якобы незаконно получила примерно 2,7 млрд долларов. Товарищ Вэнь все отрицает и, по слухам, потребовал официального расследования, чтобы очистить свое доброе имя. Но, как известно, «подобное лечится подобным», и накануне съезда сильный удар пропускают «принцы» — американское агентство «Блумберг» распространило компрометирующие данные о незаконных капиталах родственников будущего генсека и председателя КНР Си Цзиньпина.

В отчетном докладе уходящий генсек Ху Цзиньтао признал, что борьба с коррупцией в Китае пока не дает заметных результатов. По его словам, партия и страна погибнут, если эту проблему не удастся решить. Но каким образом расправятся с коррупцией вожди КПК, сами обремененные миллиардными состояниями?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow