КолонкаПолитика

Припомним всем поименно

В сегодняшней России, как и во всех дряхлеющих авторитарных системах, дрейфующих в сторону тоталитаризма, под видом открытости политики обычно возникает банальная круговая порука

Этот материал вышел в номере № 130 от 16 ноября 2012
Читать
В сегодняшней России, как и во всех дряхлеющих авторитарных системах, дрейфующих в сторону тоталитаризма, под видом открытости политики обычно возникает банальная круговая порука

Если представителей нынешней российской власти добровольно-принудительно заставляют быть более открытыми, можно быть уверенным: их заставят участвовать в какой-нибудь новой политической пакости.

На сайте Госдумы начнут публиковать сведения о поименном голосовании депутатов. Об этом на очередном пленарном заседании парламента объявил тишайший спикер Сергей Нарышкин. Соответствующие изменения будут внесены в регламент работы Госдумы.

Изображение

Как заявил Нарышкин, «изменения направлены на то, чтобы сделать еще более открытой работу депутатов». Спрашивается, зачем делать «еще более открытой» работу органа, который благодаря устойчивому провластному большинству все равно предсказуем, как прогноз погоды на вчерашний день. Который пусть и стал местом для дискуссий, но по-прежнему штампует любой спущенный из Кремля закон. Или, улавливая тончайшие эманации исполнительной власти, сочиняет собственные драконовские законодательные инициативы — точнее, приписывает себе авторство того, за что не хочет брать на себя ответственность кремлевская администрация.

Итак, зачем Думе быть еще более открытой? «Вы сможете ознакомиться — кто из депутатов и как проголосовал», — ответил на этот риторический вопрос спикер Нарышкин, обращаясь к журналистам. Но у журналистов и сейчас есть способы «ознакомиться». Только вскоре это можно будет сделать, не отходя от компьютера.

До сих пор на сайте Госдумы содержится информация лишь о количестве голосов по тому или иному законопроекту. В новом созыве нижней палаты клинической больницы российского парламентаризма пока было только два относительно резонансных случая, когда фракции голосовали не солидарно. При изгнании из Госдумы Геннадия Гудкова во фракции единороссов против проголосовал Станислав Говорухин.

А при утверждении кандидатуры Дмитрия Медведева на пост премьер-министра, несмотря на рекомендацию всем членам фракции «Справедливой России» голосовать против, четверо депутатов поддержали президентского кандидата. «Эсеры» страшно наказали отступников, запретив им участвовать в работе фракции. Начальника избирательного штаба Путина единороссы наказывать не стали — видимо, сочли голосование против исключения из Думы Гудкова творческой причудой кинорежиссера.

В сегодняшней России, как и во всех дряхлеющих авторитарных системах, дрейфующих в сторону тоталитаризма, под видом открытости политики обычно возникает банальная круговая порука. Публикация поименного голосования важна не столько народу, сколько Кремлю. Депутаты должны «разоружиться перед партией» и, как юные пионеры, всегда быть готовы к борьбе с противниками режима. А не таиться за фракционным безымянным голосованием.

Если бы кто-нибудь из единороссов посмел молча проголосовать против кандидатуры Дмитрия Медведева на пост премьера, его вряд ли ждала бы суровая кара по партийной линии. Но можно не сомневаться, что эта кара непременно настигла бы тех представителей партии власти, которые посмели бы голосовать против ужесточения штрафов за митинги или закона об иностранных агентах.

Имя изначального автора скандальных законов о митингах и об иностранных агентах депутата Александра Сидякина быстро забудется. Как забылось имя депутата Владимира Юдина, с запроса которого в Генпрокуратуру о законности приватизации горно-обогатительного комбината «Апатит» в 2003 году началось дело ЮКОСа. Но, как говорится, «дедушка умер, а дело живет». Сидякин с Юдиным тоже ведь формально продемонстрировали открытость и свойства публичных политиков. Один якобы по своей инициативе сделал депутатский запрос, породивший «режимообразующее» уголовное дело. Другой с небольшой группой товарищей якобы сами додумались до двух карательных законов против оппозиции после серии митингов протеста в Москве и в других российских городах — с этих законов началась новая глава долгой истории политической реакции в России.

При этом и сами депутаты уже становятся объектами показательных расправ: только если у «эсеров» силой выгоняют из парламента реально известного своей оппозиционной деятельностью депутата Гудкова, то у единороссов для видимости политического баланса выпроваживают приметного разве что своей колоритной внешностью братка, депутата Алексея Кнышова. Причем уже после лишения его мандата компания Кнышова выигрывает конкурс на строительство автодороги Ростов — Азов, тогда как у Гудкова по-прежнему пытаются отнять бизнес. Почувствуйте разницу.

Так что власти в конкретный момент обострения политической борьбы и наступления новой реакции важно самой знать, чем занимаются и как голосуют депутаты. Чтобы использовать их в прикладных целях и потом припомнить всем поименно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow