СюжетыКультура

Афиша

Этот материал вышел в номере № 130 от 16 ноября 2012
Читать

Реконструкция утопии

«Умное лицо — это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица», — говорил Мюнхгаузен с лицом Олега Янковского. Замечательный музыкант Петр Айду знает это прекрасно, и потому даже самую серьезную музыку делает с улыбкой и, что называется, с фигой в кармане (в хорошем смысле). Его проект «Реконструкция утопии» посвящен воссозданию советской музыкальной эпохи 1920-х годов. Сегодня вечером зал «Манеж» театра «Школа драматического искусства» станет пространством перформанса, в основу которого положены партитуры, тексты, архивы и атмосфера утопического авангарда начала XX века. Прозвучат редкие и никогда не исполнявшиеся музыкальные произведения и шумовые композиции того времени, а именно: «шумритмузыка» Арсения Авраамова; увертюра к «Волшебной флейте» Моцарта в пролетарской трактовке; несостоявшийся, но планировавшийся Пролеткультом в 1923 году оркестр металлургов; классическая музыка на терменвоксе; «Интернационал» на самодельном органе из фруктовых ящиков, клизм, винных пробок, линеек, мундштуков от пионерских горнов и других подручных материалов, построенном архитектором И. Файном; музыкально-спортивные игры для школьников на музыку Шуберта и многое другое, такое же.

Ул. Сретенка, 19. Начало в 19.00

А ну-ка, девушки!

Слоганом открывающегося сегодня международного фестиваля Femme Fest является: «Женщины создают». Они создают успешные компании и снимают талантливые фильмы, открывают собственные школы и внедряют новейшие технологии, а также воплощают свое «Я» в музыке и фотографии, танцах и спектаклях. Гости, а точнее, гостьи этого нетривиального культурного проекта очень разные: тонкая французская певица Паскаль и оторвы из норвежской группы MHOO, доктор философии кубинка Ракель Каррерас Ривери и преподаватель Британской высшей школы дизайна Екатерина Храмкова, французская фотохудожница Дороти Шуз и непревзойденный лектор из Санкт-Петербурга психолингвист Татьяна Черниговская, создательница одной из первых в России компаний, занимающихся крионикой, Валерия Прайд и фотограф Мария Князева, и многие-многие другие. Они съедутся, чтобы в течение трех дней — до 18 ноября включительно — делиться своим опытом, ставить острые вопросы и находить на них ответы. В общем, это своего рода социальная сеть, женский форум, только с общением не в виртуальном пространстве, а в пространстве Центра дизайна Artplay. Программа фестиваля — на сайте: http://www.femmefest.com/program.

Ул. Н. Сыромятническая, 10

Гуру четвертого измерения

Летом он обещал вернуться — и сдержал слово. Завтра, 17 ноября, в концертном зале «Барвиха Luxury Village» — Джон Маклафлин. После акустического этно-джазового проекта Remember Shakti он привозит, опять же как и обещал, свой «западный» коллектив The 4th Dimension, который является настоящей супергруппой, объединившей весьма маститых музыкантов: мультиинструменталиста-виртуоза Гэри Хазбенда, легко переключающегося с ударных на клавишные и обратно, лучшего, говорят, барабанщика Индии Ранджита Барота и великолепного басиста Этьена М’Баппе. Очевидно, что основу их программы в Москве составят прежде всего вещи с вышедшего в октябре отменного альбома Now Here This. Здесь все на месте, и прежде всего фирменная маклафлиновская техника, замешанная на то ускоряющейся, то замедляющейся индийской мелодике, западных фьюжн-выкрутасах, олдскульном ритм-н-блюзе и даже — кое-где — рок-балладных делах.

Пос. Барвиха, Рублево-Успенское ш., 114. Начало в 19.00

О времени и о себе

Совместный российско-шведский выставочный проект Сергея Катрана и Екатерины Сисфонтес InTime в Центре творческих индустрий «Фабрика» посвящен размышлениям о времени, интерпретации этого понятия в разных культурах. Будучи вовлеченным в проект, зритель оказывается в иных измерениях, как кэрролловская Алиса, и вместе с тем обретает, как говорят художники, «постисторический» опыт, позволяющий в нашем расслоенном мире, поделенном на наносекунды, обрести целостность знаменитых 4’33” Джона Кейджа. Так это или нет, решать, конечно, вам, но и просто взглянуть, без теоретических выкладок кураторов, на интерактивные инсталляции песочных и не только часов весьма занимательно. Одни названия чего стоят: «Гравитационный уплотнитель Времени», «Колесо Времени».

Переведеновский пер., 18. До 7 декабря

Удивительные дети

17 ноября в Малом зале Центра дизайна Artplay состоится открытие первого фестиваля инклюзивных мастер-классов «Удивительные дети», который стартует в рамках проекта социализации детей благотворительного фонда «Я есть!». Это своего рода попытка обобщить опыт помощи детям с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП и другими особенностями развития, предпринятая основателями фонда популярными актерами Егором Бероевым и Ксенией Алферовой, настаивающих на том, что этим детям нужна не столько финансовая, сколько моральная поддержка, что пора отходить от шаблонных представлений, от разделения людей на нормальных и ненормальных, вместе играть, творить, общаться, дружить. Егор и Ксения придут на праздник вместе со своими друзьями, известными музыкантами, художниками и спортсменами, чтобы устроить на сцене самый настоящий хеппенинг и принять участие в инклюзивных мастер-классах. Серия мероприятий фестиваля: инклюзивные мастер-классы (то есть те, в которых могут принять участие как обычные, так и особенные дети), книжная ярмарка, активные игры, выставка детских художественных работ и поделок. Начавшись в Artplay, фестиваль продолжит работу и на других площадках, а его итоги — что у детей получилось сделать в течение недели — будут подведены 24 ноября в Парке искусств «Музеон» за чаем с баранками.

Ул. Н. Сыромятническая, 10. Начало в 12.00

Руссо туристо

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества», — сказал однажды Жан-Жак Руссо. И ясно, что в современной России с мудрыми законодателями проблема. Да чего там, вменяемых-то — полтора землекопа… Впрочем, речь не об этом. 21 и 22 ноября факультет философии НИУ ВШЭ проводит конференцию «Жан-Жак Руссо и политический проект современности», посвященную 300-летию со дня рождения французского мыслителя. Предполагается обсуждение морально-практической и социальной философии Руссо, а также таких тем, как «Жан-Жак Руссо как ключевой современный политический мыслитель», он же и теолого-политическая проблема современности, он же и противоречия современной демократии и политики идентичности, он же в современных теориях неоколониализма и постколониализма, он же и культурные политики модерна.

Малый Трехсвятительский пер., 8/2

Сын за отца

«Второй акт. Внуки» — это документальный театральный проект Михаила Калужского и Александры Поливановой, премьера которого состоится в Сахаровском центре 21-22 ноября. В его основе — десять интервью с внуками (а иногда детьми или правнуками) людей, несущих прямую ответственность за преступления советской власти. Среди респондентов заведомо не было сталинистов или апологетов советской власти — разрыв в этической программе деда и внука был очевиден изначально. Как примириться с тем, что твой дед или даже отец несет прямую ответственность за преступления советского государства? Как люди безусловно гуманистических воззрений разрешают конфликт между естественными любовью и уважением к старшим родственникам и осознанием их личной причастности в той или иной мере к преступлениям? Из ответов на эти вопросы и разных, но в чем-то схожих историй, и складывается постановка. Она является продолжением рефлексии, заданной прошлогодним спектаклем «Груз молчания» Театра им. Йозефа Бойса, основанном на книге израильского психолога Дана Бар-Она, интервьюировавшего детей нацистских преступников.

Ул. Земляной Вал, 57, стр. 6. Начало спектаклей в 20.00

Dramma per musica

22 и 23 ноября на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится российская премьера авангардной оперы итальянца Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей». Эта постановка станет первой ласточкой в новом масштабном проекте ансамбля под названием НОМТ (Новый музыкальный театр), который в своем творчестве делает акцент на классике XX века, на тех композиторах, которые еще при жизни обеспечили себе место в истории. В основе сюжета оперы — реальные события из жизни Карло Джезуальдо ди Венозы, позднеренессансного композитора-маньериста. Либретто построено на принципах театральной эстетики эпохи Возрождения, преломленных в постмодернистском ключе. Работая в жанре авангардно-символистского музыкального театра, Шаррино пытается вернуть опере ее изначальное значение — dramma per musica, музыкальная драма. Символические атрибуты — время суток, клятва в любви, измена, ревность, охота, аромат цветка, запах крови — устанавливают связь между эротическими желаниями и смертью. Рафинированное звуковое пространство сочинения отталкивается от гармонических вольностей регламентированной эпохи, создавая сонограмму душевных мук героя, который, совершив убийство, пишет прекрасные мадригалы.

Ул. Большая Дмитровка, 17. Начало в 19.00

Акт-рок

Какой бы саунд ни избирала для очередного альбома группа «Центр» и где бы ни жил их лидер Василий Шумов, практически это был своего рода соц-арт, воплощенный в музыке. Ровно год назад, в ноябре 2011-го, группа выпустила первую часть альбома «Мне хорошо» под названием «Прозрение», и это был уже «акт-рок» — «активистский рок», каким его придумал Шумов: песни протеста, политической сатиры и социального комментария про государство-бульдозер под не слишком выразительную электронику с легким гитарным флером, но с неподражаемой шумовской интонацией, прямой, местами даже по-акынски прямолинейный отклик «на происходящее в стране с появлением Путина, запредельной коррупции, пустышного гламура, культа денег и тупости, мракобесия, массового холуйства и приспособленчества». В ноябре 2012-го пришло время для второй части альбома: 23 ноября в клубе China Town Cafe состоится презентация «Безысходности». Новые вещи — про тех, которым «хорошо» по причине ухода от реальности средствами пьянок, галлюциноза, общения в узком кругу себе подобных и настроенных скептически в отношении ближайших перспектив. Впрочем, в программу концерта войдут номера с разных альбомов «Центра», начиная с 1982 года.

Лубянский проезд, д. 25/12, стр. 1. Начало в 21.00

Премьера фильма "В ауте"

Анти/советчик

Соня Шаталова живет в Москве со своими родителями. У нее аутизм. Она не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи поставили диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к ее руке. И Соня начала писать. Да, оказалось, что она умеет читать и писать, у нее абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимое понимание нашего мира. Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в человеке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно донести ложку до рта, личность. А личность эта способна перевернуть наши представления об окружающем мире и о нас самих. Сейчас Соне 18. Ее дневники, которые она писала в течение десяти лет, легли в основу документального фильма режиссера Никиты Тихонова-Рау и сценариста Ольги Арлаускас «В ауте». Его премьера состоится 21 ноября в 19.00 в кинотеатре «Художественный».

Петр ТОДОРОВСКИЙ, кинорежиссер, кинооператор, сценарист, актер, композитор, народный артист РСФСР:

— Посмотрев фильм моих учеников, я был обрадован тем, что они взялись за такую непростую тему. Ведь аутизм — это тяжелая и вместе с тем интересная болезнь, неразведанная. С точки зрения кино это сложнейший материал, за который не понятно, как браться, с какой стороны к нему подходить. Но замечательный творческий дуэт Никиты и Оли не побоялся обратиться к этому явлению нашей жизни и, безусловно, справился с этой нелегкой задачей. Обязательно надо смотреть, как они сняли эту очень талантливую девочку Соню, как сумели найти способ передать людям, зрителям ее мысли, ее стихи. Фильм разбит на главы, и в каждой голосом актера озвучания на фоне общих планов — машин, людей — раздаются умные и полезные слова Сони, ее разумные рассуждения о жизни, о России… И думаешь — кто на самом деле болен?! А ведь она сама, полностью понимая свое состояние, свое положение, не говорит совсем. Поистине аутисты — это уникальные, Божьи люди. Кажется, они получают информацию прямо из Вселенной. И ребята смогли это передать. О прокате «В ауте» думать, конечно, не приходится. Но есть надежда, что вот состоится премьера и привлечет внимание к этой проблеме, которая ведь очень распространена в нашей стране.

А Оле и Никите я желаю удачи. Они большие умницы, и я уверен, что в своем творчестве они дойдут и до полнометражных картин, потому что в них есть талант и есть желание сказать что-то очень важное, необходимое.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow