СюжетыОбщество

Наследство, от которого стоит отказаться Шойгу

Защитники культурного наследия Москвы просят нового министра обороны вернуть гражданским доступ к памятникам архитектуры

Этот материал вышел в номере № 131 от 19 ноября 2012
Читать
Защитники культурного наследия Москвы просят нового министра обороны вернуть гражданским доступ к памятникам архитектуры
Изображение

— Cмотреть на памятник архитектуры, шедевр классицизма с расстояния 500 метров, через забор, под пристальным взглядом часового — это туризм в столице европейского государства, — иронически отмечает координатор общественного движения «Архнадзор» и член Общественной палаты Константин Михайлов. Он показывает изображения двух особняков XVIII века — дома Сергея Щукина недалеко от Кропоткинской и здания бывших Фанагорийских казарм на Бауманке.

Рассмотреть их рядовому гражданину без бинокля не представляется возможным. Во всяком случае на сегодняшний день. Исторические памятники отданы под нужды Министерства обороны, являются режимными объектами и обнесены забором. Изменить ситуацию может новый министр Сергей Шойгу, к которому и обратились члены координационного совета «Архнадзора» с открытым письмом.

«Уважаемый Сергей Кужугетович, мы считаем, что Министерство обороны — одно из важнейших в структуре государства — должно быть примером в деле исполнения законов и сбережения культурного наследия России, но никак не подавать примеры обратного свойства», — пишут они.

— Гармония городской жизни нарушается, когда ведомство чувствует себя государством в государстве и начинает устанавливать свои законы, как это делало Минобороны. Последний раз в истории Москвы целый переулок перекрыли для прохода граждан в 60-е, когда в Китай-городе построили новое здание ЦК КПСС, — говорит Михайлов.

История повторяется. Об особняке Щукина в Большом Знаменском переулке, на который теперь можно смотреть только с расстояния полукилометра, «Новая» уже рассказывала в № 117. Константин Михайлов дополнил картину: он хорошо знает, что там, внутри.

Владелец особняка, Щукин, можно сказать, культивировал современное ему искусство живописи: «Он собирал картины Матисса — специально для лестницы этого дома художник написал панно «Танец». Даже в Париже нет такого собрания, какое появилось благодаря Щукину в Москве (в Пушкинском музее изобразительных искусств) и в Санкт-Петербурге (в Эрмитаже)», — поводит дистанционную экскурсию Михайлов. Еще с советских времен особняк находится в ведении военных, но право на доступ к культурной ценности раньше никто не нарушал. Что находится теперь внутри — не докладывали. Сейчас мы вместе с Михайловым решили посмотреть, изменилось ли что-то с уходом Сердюкова.

Оказалось, нет: тот же забор с двуглавыми орлами, тот же КПП.

— Здравия желаем, ваш пропуск, — встречают совсем юные солдаты-срочники в светло-болотной форме. Не разрешают даже пройти сфотографировать — «шестнадцать камер снимают, мы обязаны позвонить, люди с автоматами прибегут…»

Но «разговорчики в строю» себе позволить могут.

— Раньше здесь Сердюков каждый день бывал, а Сергей Кужугетович пока не заехал. Внутри нет ничего интересного, кроме пары-тройки кроватей — ну вы понимаете, почему Сердюкова сняли. На балкон девушки выходили покурить, по ночам свет горел иногда. На улице — фонтан со статуей, но уже холодно, его куполом накрыли. Недельки через три откроют сквозной проезд — можно будет пройти сфотографировать.

Второй объект нашей экскурсии — здание бывших Фанагорийских казарм — еще неприступнее. Если идти от «Бауманской» в сторону Следственного комитета, слева будет тянуться длинный забор все с теми же орлами. За забором — здание 1750-х годов постройки, переделанное из дома придворного медика императрицы Елизаветы Петровны для Правительствующего Сената, позже — в учебное заведение, где был расквартирован Фанагорийский гренадерский полк, сформированный полководцем Суворовым. Раньше в этом здании, по информации «Архнадзора», находилась Ракетная академия, но летом она съехала, и о реставрации отчитываться перестали.

«Военная часть начала реконструкцию самостоятельно — было видно с улицы, что ломают изнутри, растесывают проемы. А памятники архитектуры нельзя реставрировать наобум и на глаз, не согласовывая с органами культурного наследия, не проводя историко-культурную экспертизу», — объясняет Константин Михайлов.

Приехавших на место сотрудников департамента культурного наследия Москвы и Объединения административно-технических инспекций просто не пустили на территорию — мол, здесь территория Минобороны, и ваши гражданские законы никого не интересуют.

«Арханадзору» уже однажды удалось отстоять конституционное право на доступ к культурным ценностям — когда Старую площадь начали обнесли забором. Активисты также написали обращение к власти, проводили экскурсии по переулкам, которые могли быть в скором времени перекрыты. Все было «чинно и корректно», как выразились сами представители «Архнадзора».

Администрация президента забор оставила, но доступ ограничивать не стала. Минобороны на жалобы и письменные запросы до этих пор ни разу не ответило, даже не потрудилось сообщить об их получении.

P.S.«Новая» совместно с «Архнадзором» будет добиваться открытия доступа к архитектурным памятникам Москвы. Зданиями, оккупированными Министерством обороны, не ограничимся.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow