КолонкаПолитика

Греческий орешек

Грань, что отделяет мир от нового финансового кризиса, до сих пор не перейдена. Спасибо Греции за это

Этот материал вышел в номере № 131 от 19 ноября 2012
Читать
Грань, что отделяет мир от нового финансового кризиса, до сих пор не перейдена. Спасибо Греции за это

Дефолт Греции, «назначенный» на 16 ноября, не состоялся: облигации на сумму 5 млрд евро были погашены в срок. А если учесть, что незадолго до этого правительство страны пошло на очередное жесткое урезание бюджетных расходов на 13,5 млрд, теперь ничто не должно помешать Греции получить очередной транш кредита от Евросоюза и МВФ размером 31,5 млрд евро.

Между тем обвинительный приговор Греции многочисленные аналитики давно вынесли. Вопрос только один: когда же она наконец объявит ожидаемый всеми с нетерпением дефолт? А дефолта все нет: не объявляет его Греция, и все тут! И одна только эта упертость, которая многим кажется ничем не обоснованной, достойна определенного уважения, а не только уничижительной критики.

Конечно, многие эксперты готовы на пальцах объяснить, что фактически Греция — давно уже в дефолте: самостоятельно выполнять свои обязательства по обслуживанию внешнего долга она не в состоянии, все сводится к тому, что финансовые институты Европы подкинут ей очередной кредитный транш, а частные кредиторы не будут возражать против новой реструктуризации долгов.

Все так. Только вот все равно есть большая разница между дефолтом де-факто и дефолтом де-юре. И последний по своим последствиям всегда страшнее первого. Вспомним наш собственный российский опыт 1998 года. Болезненные финансовые проблемы тогда преследовали Россию весь год — по крайней мере с начала весны. Но настоящим ударом для всех — и для населения, и для банков, и для бизнеса — стал день 17 августа, когда дефолт был официально провозглашен властями. На следующий день рубль сразу упал по отношению к доллару в три с лишним раза, у дверей банков и окошек обменников собирались дикие толпы, а предприниматели разорялись пачками.

Последствия греческого дефолта окажутся гораздо масштабнее. Просто потому, что коснутся они не только греков. Удар придется по единой валюте еврозоны, а значит, по всем странам, где имеет хождение евро, — независимо от состояния их экономик. Сразу после официального объявления греческого дефолта повалятся все рынки — и фондовые, и валютные, а череда дефолтов охватит сразу несколько европейских государств. Португалию и Ирландию — наверняка, Испанию и Италию — с высокой степенью вероятности. Ну а дальше начнется сплошной «эффект домино».

Да, в ближайшие дни европейские денежные власти выдадут Греции очередной транш. Да, всего на поддержание греческой экономики потребуется выделить пару-тройку сотен миллиардов евро. Но все понимают: это сущие копейки по сравнению с теми потерями, которые понесет мир, ввергнутый в полноценную вторую волну кризиса.

Что касается обычных греков, то о них мир судит в последние годы в основном по телекартинке со всевозможными акциями протеста. Но греки отнюдь не только бастуют и возмущаются. В тяжелейших экономических условиях они демонстрируют поразительные образцы человеческой солидарности и самоорганизации. Много ли мы знаем о греческих врачах, которые добровольно работают по нескольку часов в день бесплатно, за счет личного времени, чтобы обслужить тех, кто не может заплатить за страховку? Или о театральных актерах, которые, получая зарплату от государства, играют спектакли «за еду»: зрители платят за представление продовольствием, и все оно передается для распределения среди бедных? Или об учителях, готовых бесплатно заниматься репетиторством со школьниками, чьи родители не могут заплатить за подготовку ребенка в вуз? А ведь это все реальные примеры из жизни сегодняшней Греции.

Народ, пусть протестуя и возмущаясь, все-таки затягивает пояса, а представители власти — жертвуют своими рейтингами и политическими карьерами, принимая болезненные, непопулярные, но так необходимые решения. Необходимые — не для них самих, а, строго говоря, для всей Европы и для мира: чтобы не допустить такой ценой нового кризиса. Это ведь не просто: сократить каждого пятого бюджетника, снизить на 20 процентов зарплаты, ввести новый тяжелый налог на недвижимость.

Тем не менее на все это греческие власти идут, но дефолт не объявляют. Хотя, наверное, могли бы, точно так же, как могли бы, к примеру, объявить о выходе из еврозоны и о возврате к драхме. Стойкий греческий орешек трещит, но не раскалывается. А значит, та узенькая грань, что отделяет мир от нового финансового кризиса, до сих пор не перейдена. Спасибо Греции за это.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow