СюжетыСпорт

Бандерлоги — не с ленточками, а с петардами

При бездействии власти выросла и окрепла сила, которую эта самая власть реально боится

Этот материал вышел в номере № 132 от 21 ноября 2012
Читать
При бездействии власти выросла и окрепла сила, которую эта самая власть реально боится
Изображение

Петарда, брошенная из гостевого сектора во время матча премьер-лиги «Динамо» — «Зенит» на стадионе «Химки», взорвалась в непосредственной близости от вратаря динамовцев Антона Шунина и нанесла ему серьезную травму. Матч был остановлен, последствия будут обсуждаться в четверг на заседании Контрольно-дисциплинарного комитета Российского футбольного союза. Но дело тут не в футболе. Вернее, не только и не столько в футболе.

Целили в Шунина — попали в чемпионат. Если шире — в весь российский футбол. Если глубже — в чемпионат мира-2018, который вроде как должен состояться в России.

Голкиперу столичного «Динамо» и сборной России Антону Шунину взрывом повредило роговицу. Он еще лежал в своей вратарской, а некоторые «болельщики» уже начали обсуждать, не притворяется ли вратарь. Гостевой сектор — радовался. Даже когда в клинике был поставлен диагноз, эти голоса не утихли: а не надо было наклоняться над предметом и пытаться его выбросить, сам виноват. Здоровья Антону тоже желали, но в основном обсуждали, кого и как наказать: гостей или хозяев, московских или питерских.

Даже в том, стоило или нет продолжать матч, солидарности не наблюдалось. Вполне себе здравомыслящий и в данном случае нейтральный человек — президент ЦСКА Евгений Гинер выразил сожаление, что матч был остановлен: это создает опасный прецедент и открывает широкое поле для разного рода провокаций. Сказал бы он нечто подобное, если бы петарда адресовалась Игорю Акинфееву с теми же, не дай бог, последствиями? Ответ очевиден.

Уже после сентябрьского инцидента на торпедовском стадионе в кубковом матче хозяев с теми же динамовцами было понятно, что это не последняя прерванная и остановленная игра. Потому что пиротехнические шоу, околотрибунные и внутристадионные бои, не имевшие к футболу никакого отношения, продолжались, как и раньше, — под аккомпанемент вялых разговоров о необходимости скорейшего принятия так называемого «закона о болельщиках».

Поздно, господа. Заигрались. При непосредственном бездействии власти выросла, оформилась и окрепла сила, которую эта самая власть реально боится: достаточно раз увидеть проход практически любой жестко организованной и массовой фан-группы по любому городу. Они давно уже ходят не на футбол. На футбол ходят жалкие остатки болельщиков, которые еще во что-то верят. А эти ходят «на себя». На шоу, где они — главные. Попытки жестко пресечь разного рода антиобщественные проявления предпринимаются только тогда, когда механизм уже запущен, — и это вызывает еще более ожесточенное сопротивление.

Не все они безбашенные? Да, конечно, не все. Но матерное хоровое скандирование, ставшее обыденностью практически на любом стадионе, — это что, заслуга одних «дебилов»? Попавший в стаю живет по законам стаи. Здесь герой не тот, кто соблюдает ограничения, а тот, кто их нарушает. Если пронести и поджечь файер — рядовая доблесть, то бросок на поле петарды — героизм. Адекватных в такой структурированной и заточенной на эпатаж любой ценой толпе — нет. Если бы они были, действия «метателей» пресекались бы на корню внутри сообщества. А такого нет ни в одном фанатском сообществе, тем более таком отвязном, как питерское (тут славный Санкт-Петербург, увы, лидирует).

Если «внутри» не справляются, справляться приходится «снаружи». С этим худо. Думать думцам надо было начиная с погрома на Манежной, то есть 10 лет назад. Но власть быстро думает только тогда, когда надо бороться с оппозицией: как стремительно оформили и претворили в жизнь меры противодействия «белоленточникам». Вся государственная машина обнаружила удивительную эффективность и расторопность, когда почувствовала подобие угрозы, исходящей от людей, которые смеют желать добра Родине иначе, чем власть.

Легко на трибуне Госдумы топтать «антинародный» атрибут в виде ленточки, которая в декабре была принята «лидером нации» за презерватив. Гораздо труднее — не допустить того, чтобы упакованные в настоящий предмет контрацепции петарды не взрывались на стадионах. Тут другая точка отсчета нужна, и одним тотальным осмотром с раздеванием не обойдешься.

Кстати, при всех претензиях к хозяевам (а хозяевами, естественно, были динамовцы), не сумевшим обеспечить должный порядок при проведении матча, при «досмотре с пристрастием», да еще, простите, глубоком, основная часть болельщиков если бы и попала на матч, то к самому концу. На любую меру находится контрмера, а способы противодействия становятся все изощреннее.

Динамовцы требуют жестко наказать и «метателей», и клуб, честь которого «защищают» таким способом. В «Зените» считают, что брошенная петарда — это провокация, направленная против клуба. Согласно этой абсурдной логике динамовские «ультрас» внедрились в ряды фанатов «Зенита», чтобы «подставить» гостей с помощью травмы своего вратаря. Генеральный директор Максим Митрофанов даже пригрозил, что «Зенит» может сняться с чемпионата, если питерцев накажут техническим поражением (гости, кстати, на момент взрыва петарды проигрывали).

Бреда — вагон и маленькая тележка. Членам КДК, право же, не позавидуешь: уже в четверг они должны раздать всем сестрам по серьгам, при этом не обидеть сильных мира сего ни в «Зените», ни в «Динамо» и как-то выйти из ситуации с остановленным матчем. Предполагаемых виновников (или виновниц) задержали, но отпустили под подписку о невыезде. Законодатели обещают ускорить принятие злосчастного закона. Фанаты обливают друг друга грязью и готовятся к новым боям.

Ну до футбола ли нам?! А вывод простой: если уже в следующем сезоне на трибуны не вернутся простые болельщики, от чемпионата мира, который должен явить миру радушную и радостную Россию, придется отказаться самим. Можно, конечно, строить футбольные стадионы с десятиметровой зоной безопасности, но если это единственный выход, то отказываться можно уже сейчас.

P.S.Во вторник на внеплановом собрании представителей клубов премьер-лиги пока было предложено изменить порядок продажи билетов болельщикам.

Комментарии

Владимир ГРИШИН, один из лидеров фан-движения московского «Спартака»:

— Инцидент в Химках — однозначно дело рук болельщиков. С этим трудно поспорить. Что к этому привело? Бездеятельность правоохранительных органов, по вине которых нарушения возникают раз за разом. И ситуация, при которой до сих пор не было принято действенных мер к нарушителям, рано или поздно должна была вылиться в подобную безобразную выходку.

Самое адекватное решение сейчас — поступить согласно регламенту — засчитать «Зениту» техническое поражение. А после высоким людям собраться в кабинетах и подумать, как на стадионах порядок навести. Ведь сегодня трибуны предоставлены сами себе, никто в их жизнь не вмешивается. А началось это безобразие еще с бывшего руководителя РФС Виталия Мутко, который ныне руководит Министерством спорта. В свое время он сумел всех убедить, что на трибунах так называемых «ультрас» — порядок. Теперь мы видим — какой.

Валерий ДРАГАНОВ, депутат Госдумы III, IV, V созывов, бывший вице-президент РФС:

— Мне версия провокации, которую ретранслируют из стана «Зенита», кажется аморальной. Менеджеры клуба вместо того, чтобы помочь правоохранительным органам выявить преступника, нанесшего увечья вратарю «Динамо» и сборной России, перекладывают ответственность на принимающую сторону, шантажируют Российский футбольный союз, премьер-лигу и болельщиков снятием с чемпионата. Может, в следующий раз они заявят, что прекратят добывать газ?

Думаю, стоит больших усилий, мужества, принципиальности и честности Контрольно-дисциплинарному комитету принять объективное, адекватное решение. Судя по всему, руководство «Зенита» оказывает давление на эту структуру.

Я утверждаю, что бороться нужно не со следствием, а с причинами и условиями, которые создают питательную среду для подобного зверства. Настало время наконец-то урегулировать отношения на стадионах и вокруг них. И для этого отдельный закон не требуется, многие составы как административных, так и уголовных правонарушений находятся в других законах, которые просто нужно дорабатывать и поправлять. Надо вносить изменения и, главное, применять прописанные санкции. Вносят же коррективы в законы о митингах, о массовых мероприятиях. Но возникают сложности, нет компромисса, до консенсуса еще очень далеко. Повлияет ли субботняя выходка на ужесточение мер к болельщикам? Не знаю… А повлияла ли кущевская трагедия на улучшение правопорядка в Краснодарском крае?

Записала Дарья КОБЫЛКИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow