КолонкаПолитика

Тонкий шарм Пномпеня

Этот материал вышел в номере № 134 от 26 ноября 2012
Читать
В Камбодже хорошо. А десять лет назад было плохо. В ноябре 2002-го я попытался разменять на улице Пномпеня 100 долларов, посмотреть на эту бумажку сбежалась вся улица (и мне стало не по себе). Сейчас на той же улице сотней долларов никого не удивишь, отсчитают тебе сдачу тоже американской валютой.

В Камбодже хорошо. А десять лет назад было плохо. В ноябре 2002-го я попытался разменять на улице Пномпеня 100 долларов, посмотреть на эту бумажку сбежалась вся улица (и мне стало не по себе). Сейчас на той же улице сотней долларов никого не удивишь, отсчитают тебе сдачу тоже американской валютой.

Тогда на весь город было примерно штук 20 одинаковых автомобилей. Такси — заднее сиденье мотоцикла или ржавая повозка велорикши. Сейчас в Пномпене автопробки у выросших повсюду небоскребов, особенно популярны «Лексусы», это часть тонкого местного шарма.

Да, еще есть казино, куда слетаются со всей Юго-Восточной Азии, но и местные поигрывают. Пятнадцатиэтажный куб «Нагаленд»: ослепительные огни, цветные фонтаны, сотни игроков, общая картина почти нереальная. Каменные десятиметровые наги (коброчеловеки) стоят на хвостах у входа, слушают музыку из репродукторов и ждут, наверное, Джеймса Бонда.

В общем, если не считать этого игрового рая, почти умерший когда-то Пномпень по стилю жизни превратился в нечто вроде столицы одной из провинций Таиланда. До Бангкока ему далеко, хотя бы потому, что все население Бангкока сопоставимо с населением Камбоджи (в последней живет около 14 миллионов человек).

В этом районе мира два экономических чуда — Камбоджа и еще Бирма (Мьянма). Бирма — отдельный разговор на тему того, как это страна, находившаяся до нынешнего года под санкциями США и ЕС, ставила рекорды экономического роста. Ответ — как и в случае с Камбоджей: китайские инвестиции, а за ними и инвестиции из стран АСЕАН, Японии, Южной Кореи, Индии… А Камбоджа, с ее почти десятилетием непрерывного роста на 10 и больше процентов в год, — это другая тема. Тема массовой психологии, без которой не понять, как возрождаются фактически уничтоженные страны.

Уничтожали ее обе нынешние сверхдержавы — США и Китай. США, боровшиеся в 1970-е годы с китайским коммунизмом в Индокитае, сбросили на Камбоджу два с половиной миллиона тонн бомб; считается, что погибло или умерло от бедствий до полумиллиона человек. Затем США привели к власти военный режим Лон Нола, который стрелял воевавших с ним прокитайских оппонентов так бодро, что страна с облегчением встретила в 1975 году нового хозяина.

А хозяина этого, левацкого философа с парижским образованием, звали Пол Пот. Он быстро показал, что Париж — это теория, а тут — практика. И устроил самый жуткий геноцид в истории человечества (если брать не абсолютные цифры, а проценты). Утверждается, что население уменьшилось на 1—3 миллиона человек. Это продолжалось, пока в 1979 году Пол Пота не свергла вьетнамская армия.

Итак, никакой экономики в стране не было еще 10 лет назад. Что изменилось? Люди. Тех, кто был жив в 1970-е и видел все происходящее, осталось очень мало. Это, по сути, убитое поколение сейчас уходит на пенсию. И, конечно, оно не могло возрождать страну, и не только потому, что 1980—1990-е в Камбодже были не очень мирными.

Представьте, что было с психикой у камбоджийцев начиная с 1980-х. Ведь часть тех, кто забивал людей дубинами по признаку «слишком хорошо образован» или косвенно участвовал в этом процессе, — продолжала жить на соседней улице.

Это умная нация — она не хотела мстить. Суд над главарями режима геноцида идет и сейчас, и камбоджийцам очень не хочется, чтобы вынесли приговор, они сопротивляются требованиям ООН (судить без пощады). Ведь что толку, если посадят на пожизненное нескольких трясущихся стариков? Погибших не вернуть. Экстремальные испытания, видимо, учат людей прощать.

Кого еще наказывать? Тот режим в Китае, который приводил к власти Пол Пота, свергнут товарищем Дэн Сяопином, лидеры его расстреляны, китайцы стали инвесторами. Америка… Да вот в эти же ноябрьские дни в Пномпень приезжал Барак Обама, говорил с камбоджийским лидером Хун Сеном насчет того, что надо соблюдать права человека. Это он очень правильно сделал.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow