×
Сюжеты

Онфлер: рандеву с русским кино

На берегу Ла Манша завершился ХХ фестиваль российского кино во Франции

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 136 от 30 ноября 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

На берегу Ла Манша завершился ХХ фестиваль российского кино во Франции...

Робер Оссейн, тот самый, неотразимый граф Жоффрей де Пейрак из "Анжелики",  вместе с другими почетными членами жюри поглощает праздничный торт в Онфлере

Между прочим, в известном на весь мир департаменте Кальвадос. Но не о бренди, выдержанном в дубовых бочках идет речь. И не о живописи, хотя именно сюда в несказанно живописное предместье Гавра съезжались Коро, Моне, Сера, Ренуар, Сезан – в поисках вдохновения.

Еще каких-нибудь двадцать лет  назад о русском кино здесь  не ведали и знать не хотели. И  вот очевидное – невероятное: толпа французов вполне буржуазного вида будним днем клубится у входа в кинотеатр. Сорок минут ожидания… Внутрь старинного соляного амбара, превращенного мэрией Онфлера в киноконцертный зал попадет примерно половина. Оставшиеся будут терпеливо ждать следующего сеанса. И что бы, вы думали, они вожделеют увидеть, а потом заинтересованно обсуждать? Не верь глазам своим: российское кино. То самое, пренебрегаемое на родине соотечественником, презираемое кинопоказчиками, изничтоженное в блогах. И не то, чтобы в Онфлер привезли какие-то эксклюзивные, неведомые нам фильмы. В конкурсной программе «Рассказы» Михаила Сегала, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова, «Я буду рядом» Павла Руминова, «День учителя» Сергея Мокрицкого, «Ко-ко-ко» Авдотьи Смирновой, «Поклонница» Виталий Мельникова, копродукция «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса. Плюс картины, которые вот-вот выйдут во Франции: «Фауст» Александра Сокурова и «Орда» Андрея Прошкина. Есть программа дебютов. И специальный денежный приз, который увез в Россию сорокадевятилетний дебютант Георгий Параджанов. Его фильм-воспоминание «Все ушли» - ностальгия по детству в послевоенном Тбилиси.

Признаюсь, на протяжении этих нескольких дней более всего меня занимал один вопрос: зачем французу русское кино? Все эти 25 игровых фильмов, документальные, анимационные ленты, старые картины Рязанова, Шахназарова…

Ну  хорошо, есть слависты, потомки эмигрантов первой волны, есть изучающие язык предков, русофилы в конце концов, влюбленные в Достоевского и Толстого. А остальные? Вот Беатрис, в свой выходной день пришедшая смотреть «Рассказы», и сильно озадачившаяся хитросплетениями новеллы о российской коррупции, которая на экране представлена как «Круговое движение», охватившее всю страну от автомеханика до президента. Вот уж точно «связанные одной цепью» - но как все это объяснишь Беатрис? Она уже несколько лет  посещает фестиваль, русское кино любит «за возможность думать и сопереживать». И еще за (!) отсутствие спец-эффектов, которые ее утомляют. Разговариваю с мсье Клодом - он с женой специально приезжает из Бретани в Онфлер на несколько дней, совместить отдых с просмотрами российских фильмов. Он считает, что по духу, атмосфере и юмору, русское кино близко французскому. Мсье Клод – патриот, и на американские фильмы не ходит. Сильви – биолог  лет тридцати, поклонница нашего кино со стажем. Спрашиваю ее о любимом фильме. Это «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Она и режиссера помнит, увезшего из Онфлера четыре года назад главный приз. Узнав о его внезапной смерти, Сильви искренне огорчается. Несколько раз переспрашивает: точно ли не стало Михаила? Ведь ранее она слышала о смерти обоих сценаристов «Дикого поля» Луцика и Саморядова. Потом, она тяжко вздыхает: «У талантливых людей слишком хрупкая организация, надо их щадить». Надо. У нас не получается.

Продюсер Мэй-Чен Шале вдова известного французского киносценариста и актера Франсуа Шале уже который год на фестивале в Онфлере тратит собственные средства на приз лучшему российскому (!) сценаристу. В этом году были поощрены Анна Пармас и Авдотья Смирнова за фильм «Ко-ко-ко», который особенно приглянулся французам, и юмор которого был точно прочитан.  

Робер Оссейн – звезда французского театра и кино, состарившийся, но еще бодрящийся король из знаменитого в СССР кино-сериала про Анжелику – о чудо! – говорит по-русски, и очень ценит русских женщин (из новых фильмов ему более всего понравилась печальная комедия Шамирова, сделанная в духе и интонации «Иронии судьбы»).

 Кажется,  я поняла причины особой любви  к русскому кино французов,  которые приезжает в Онфлер из Бургундии и Бретани, Орлеана, Кана и даже Парижа.  Их просто приучили. На протяжении многих лет поздней осенью французская публика собирается в старинном соляном амбаре, похожем на огромный перевернутый деревянный корабль, и расположенном по соседству с маленькой гаванью, из которой давно ушло море. Они смотрят новое и старое русское кино. Они в нем разбираются. У них уже есть любимые режиссеры и актеры. Они не любят наших политиков, зато лучше иных иноземцев нас понимают и чувствуют. В Онфлере я встретила своего давнего знакомца Жака Симона, основателя сайта http://www.kinoglaz.fr, посвященного советскому и российскому кино. На трех языках (французский, русский, английский) вы можете получить информацию о 8000 фильмах и 15000 кинематографистах. Сайт так же, как и фестиваль изо дня в день делают энтузиасты

Вопреки тяготам кризиса, фестиваль русского кино продолжается. Его лишь отчасти финансирует Российский Минкульт, в него вкладывается мэрия Онфлера, различные комитеты и советы департамента Кальвадоса. Мэр, мсье Мишель Ламарре любит рассказывать историю, как однажды обедал в одном из 90 ресторанчиков Онфлера, а за соседним столиком грустила и пила кальвадос русская компания. Дли русских они были слишком тихи и тревожны. За кофе познакомились, выяснилось, что фестивалю русского кино «отказали от дома» в городе Сен Рафаэль на пафосном Лазурном берегу. Так «русское кино» и переехало в нормандский Соляной склад, кажется построенный теми же корабельщиками, что и знаменитая деревянная церковь святой Екатерины, находящаяся по соседству. Так фестиваль и отправился в многолетнее плавание. Кино здесь отбирают сами французы, прежде всего мадам Франсуаза Шнерб, нынешний президент кинофестиваля. Дама холодноватая, весьма благополучная, но зачем-то превратившая любовь к русскому кино из хобби в дело жизни, и сплотившая вокруг себя команду энтузиастов. На вопрос к чему ей наша Гекуба, мадам Франсуаза отвечает без промедления: «Знаете ли, это все не просто, порой сдают силы. Но когда занимаешься тем, что любишь, силы прибывают. А я искренне люблю российское кино. И делюсь со своими соотечественниками возможностью увидеть фильмы, которые мне понравились». Конечно, о предпочтениях фестивального отбора можно спорить (кажется отборщики руководствуются прежде всего эмоциональной составляющей фильма) - но не хочется. Спасибо, мадам Шнерб.

На утреннем сеансе огромная толпа детей младших классов. Смотрят советскую мультипликацию. Но вначале клоун «сосредотачивает» детей, показывает кусок пленки: «На ней хранится память. Вот сейчас сбегаю в кинобудку, и мы все мы увидим важную «волшебную информацию» о том как дружить, и чем дорожить». Музыканты настраивают инструменты, и под живую музыку – Балакирев, Чайковский, Прокофьев, Хачатурян – французские дети смотрят советские мультшедевры «Каток» и «Варежку», современные ленты «Закон сохранения» и «Рождественскую фантазию». Интересуюсь у учительницы: «О нет, это не каникулы, и не выходной. Просто у нас урок искусства». О подобных показах нашим детям и мечтать не приходится. Поэтому они растут на хороших и плохих, но иноземных мультах.

А фестиваль в Онфлера из года в год прирастает зрителем. Из года в год доказывает, что что со зрителем можно и нужно работать. И дело это – благодарное.

Фестивальная «Панорама» собрала картины под девизом «Новый взгляд на историю».  Этой же теме был посвящен и образовательный круглый стол. Жоэль Шапрон, отборщик Каннского кинофестиваля на дискуссии красноречиво доказал, что любые «заморозки» в политическом режиме России моментально влияют на падение сборов, умаление интереса к российскому кино в Европе. Будь то танки в Праге, политические суды или неблаговидные указы политиков. Все эти недружественные по отношению к российскому кино жесты мешают мадам Шнерб и ее сподвижникам продвигать русское кино во французские массы.

Но пока их фестиваль более чем успешен. И так как многим зрителям не удалось прорваться на показы, организаторы фестиваля  объявляют дополнительный день, в который можно посмотреть лучшие картины форума. А мэр обещает в следующем году устроить показ еще в одном кинозале. 

И вот думаю я: а что если и у нас в России проводить недели не только японского, итальянского или немецкого – но и русского кино. Где-нибудь в Полтаве и Рязани, Ростове и Вологде, Архангельске и Якутске, Москве и Петербурге. С недорогими билетами, абонементами, с участием авторов фильмов, круглых столов со зрителем. Гляди и у российского зрителя исчезнет брезгливость по отношению к фильмам… которых он не видел. Как вы думаете, мадам Шнерб, у нас получится?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera