СюжетыКультура

Онфлер: рандеву с русским кино

На берегу Ла Манша завершился ХХ фестиваль российского кино во Франции

Этот материал вышел в номере № 136 от 30 ноября 2012
Читать
На берегу Ла Манша завершился ХХ фестиваль российского кино во Франции...
Изображение

Между прочим, в известном на весь мир департаменте Кальвадос. Но не о бренди, выдержанном в дубовых бочках идет речь. И не о живописи, хотя именно сюда в несказанно живописное предместье Гавра съезжались Коро, Моне, Сера, Ренуар, Сезан – в поисках вдохновения.

Еще каких-нибудь двадцать лет назад о русском кино здесь не ведали и знать не хотели. И вот очевидное – невероятное: толпа французов вполне буржуазного вида будним днем клубится у входа в кинотеатр. Сорок минут ожидания… Внутрь старинного соляного амбара, превращенного мэрией Онфлера в киноконцертный зал попадет примерно половина. Оставшиеся будут терпеливо ждать следующего сеанса. И что бы, вы думали, они вожделеют увидеть, а потом заинтересованно обсуждать? Не верь глазам своим: российское кино. То самое, пренебрегаемое на родине соотечественником, презираемое кинопоказчиками, изничтоженное в блогах. И не то, чтобы в Онфлер привезли какие-то эксклюзивные, неведомые нам фильмы. В конкурсной программе «Рассказы» Михаила Сегала, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова, «Я буду рядом» Павла Руминова, «День учителя» Сергея Мокрицкого, «Ко-ко-ко» Авдотьи Смирновой, «Поклонница» Виталий Мельникова, копродукция «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса. Плюс картины, которые вот-вот выйдут во Франции: «Фауст» Александра Сокурова и «Орда» Андрея Прошкина. Есть программа дебютов. И специальный денежный приз, который увез в Россию сорокадевятилетний дебютант Георгий Параджанов. Его фильм-воспоминание «Все ушли» - ностальгия по детству в послевоенном Тбилиси.

Признаюсь, на протяжении этих нескольких дней более всего меня занимал один вопрос: зачем французу русское кино? Все эти 25 игровых фильмов, документальные, анимационные ленты, старые картины Рязанова, Шахназарова…

Ну хорошо, есть слависты, потомки эмигрантов первой волны, есть изучающие язык предков, русофилы в конце концов, влюбленные в Достоевского и Толстого. А остальные? Вот Беатрис, в свой выходной день пришедшая смотреть «Рассказы», и сильно озадачившаяся хитросплетениями новеллы о российской коррупции, которая на экране представлена как «Круговое движение», охватившее всю страну от автомеханика до президента. Вот уж точно «связанные одной цепью» - но как все это объяснишь Беатрис? Она уже несколько лет посещает фестиваль, русское кино любит «за возможность думать и сопереживать». И еще за (!) отсутствие спец-эффектов, которые ее утомляют. Разговариваю с мсье Клодом - он с женой специально приезжает из Бретани в Онфлер на несколько дней, совместить отдых с просмотрами российских фильмов. Он считает, что по духу, атмосфере и юмору, русское кино близко французскому. Мсье Клод – патриот, и на американские фильмы не ходит. Сильви – биолог лет тридцати, поклонница нашего кино со стажем. Спрашиваю ее о любимом фильме. Это «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Она и режиссера помнит, увезшего из Онфлера четыре года назад главный приз. Узнав о его внезапной смерти, Сильви искренне огорчается. Несколько раз переспрашивает: точно ли не стало Михаила? Ведь ранее она слышала о смерти обоих сценаристов «Дикого поля» Луцика и Саморядова. Потом, она тяжко вздыхает: «У талантливых людей слишком хрупкая организация, надо их щадить». Надо. У нас не получается.

Продюсер Мэй-Чен Шале вдова известного французского киносценариста и актера Франсуа Шале уже который год на фестивале в Онфлере тратит собственные средства на приз лучшему российскому (!) сценаристу. В этом году были поощрены Анна Пармас и Авдотья Смирнова за фильм «Ко-ко-ко», который особенно приглянулся французам, и юмор которого был точно прочитан.

Робер Оссейн – звезда французского театра и кино, состарившийся, но еще бодрящийся король из знаменитого в СССР кино-сериала про Анжелику – о чудо! – говорит по-русски, и очень ценит русских женщин (из новых фильмов ему более всего понравилась печальная комедия Шамирова, сделанная в духе и интонации «Иронии судьбы»).

Кажется, я поняла причины особой любви к русскому кино французов, которые приезжает в Онфлер из Бургундии и Бретани, Орлеана, Кана и даже Парижа. Их просто приучили. На протяжении многих лет поздней осенью французская публика собирается в старинном соляном амбаре, похожем на огромный перевернутый деревянный корабль, и расположенном по соседству с маленькой гаванью, из которой давно ушло море. Они смотрят новое и старое русское кино. Они в нем разбираются. У них уже есть любимые режиссеры и актеры. Они не любят наших политиков, зато лучше иных иноземцев нас понимают и чувствуют. В Онфлере я встретила своего давнего знакомца Жака Симона, основателя сайта http://www.kinoglaz.fr, посвященного советскому и российскому кино. На трех языках (французский, русский, английский) вы можете получить информацию о 8000 фильмах и 15000 кинематографистах. Сайт так же, как и фестиваль изо дня в день делают энтузиасты

Вопреки тяготам кризиса, фестиваль русского кино продолжается. Его лишь отчасти финансирует Российский Минкульт, в него вкладывается мэрия Онфлера, различные комитеты и советы департамента Кальвадоса. Мэр, мсье Мишель Ламарре любит рассказывать историю, как однажды обедал в одном из 90 ресторанчиков Онфлера, а за соседним столиком грустила и пила кальвадос русская компания. Дли русских они были слишком тихи и тревожны. За кофе познакомились, выяснилось, что фестивалю русского кино «отказали от дома» в городе Сен Рафаэль на пафосном Лазурном берегу. Так «русское кино» и переехало в нормандский Соляной склад, кажется построенный теми же корабельщиками, что и знаменитая деревянная церковь святой Екатерины, находящаяся по соседству. Так фестиваль и отправился в многолетнее плавание. Кино здесь отбирают сами французы, прежде всего мадам Франсуаза Шнерб, нынешний президент кинофестиваля. Дама холодноватая, весьма благополучная, но зачем-то превратившая любовь к русскому кино из хобби в дело жизни, и сплотившая вокруг себя команду энтузиастов. На вопрос к чему ей наша Гекуба, мадам Франсуаза отвечает без промедления: «Знаете ли, это все не просто, порой сдают силы. Но когда занимаешься тем, что любишь, силы прибывают. А я искренне люблю российское кино. И делюсь со своими соотечественниками возможностью увидеть фильмы, которые мне понравились». Конечно, о предпочтениях фестивального отбора можно спорить (кажется отборщики руководствуются прежде всего эмоциональной составляющей фильма) - но не хочется. Спасибо, мадам Шнерб.

На утреннем сеансе огромная толпа детей младших классов. Смотрят советскую мультипликацию. Но вначале клоун «сосредотачивает» детей, показывает кусок пленки: «На ней хранится память. Вот сейчас сбегаю в кинобудку, и мы все мы увидим важную «волшебную информацию» о том как дружить, и чем дорожить». Музыканты настраивают инструменты, и под живую музыку – Балакирев, Чайковский, Прокофьев, Хачатурян – французские дети смотрят советские мультшедевры «Каток» и «Варежку», современные ленты «Закон сохранения» и «Рождественскую фантазию». Интересуюсь у учительницы: «О нет, это не каникулы, и не выходной. Просто у нас урок искусства». О подобных показах нашим детям и мечтать не приходится. Поэтому они растут на хороших и плохих, но иноземных мультах.

А фестиваль в Онфлера из года в год прирастает зрителем. Из года в год доказывает, что что со зрителем можно и нужно работать. И дело это – благодарное.

Фестивальная «Панорама» собрала картины под девизом «Новый взгляд на историю». Этой же теме был посвящен и образовательный круглый стол. Жоэль Шапрон, отборщик Каннского кинофестиваля на дискуссии красноречиво доказал, что любые «заморозки» в политическом режиме России моментально влияют на падение сборов, умаление интереса к российскому кино в Европе. Будь то танки в Праге, политические суды или неблаговидные указы политиков. Все эти недружественные по отношению к российскому кино жесты мешают мадам Шнерб и ее сподвижникам продвигать русское кино во французские массы.

Но пока их фестиваль более чем успешен. И так как многим зрителям не удалось прорваться на показы, организаторы фестиваля объявляют дополнительный день, в который можно посмотреть лучшие картины форума. А мэр обещает в следующем году устроить показ еще в одном кинозале.

И вот думаю я: а что если и у нас в России проводить недели не только японского, итальянского или немецкого – но и русского кино. Где-нибудь в Полтаве и Рязани, Ростове и Вологде, Архангельске и Якутске, Москве и Петербурге. С недорогими билетами, абонементами, с участием авторов фильмов, круглых столов со зрителем. Гляди и у российского зрителя исчезнет брезгливость по отношению к фильмам… которых он не видел. Как вы думаете, мадам Шнерб, у нас получится?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow