СюжетыОбщество

Павелецкий котлован

В начале декабря официально заканчивается реконструкция Павелецкого вокзала, но отпразднуют это символически — перемены, вопреки ожиданиям, оказались не столь значительными

Этот материал вышел в номере № 136 от 30 ноября 2012
Читать
В начале декабря официально заканчивается реконструкция Павелецкого вокзала, но отпразднуют это символически — перемены, вопреки ожиданиям, оказались не столь значительными
Изображение
Изображение

Планировалось, что Павелецкий вокзал полностью откроется после реконструкции в октябре, — об этом еще в начале осени говорил начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов, но потом дату перенесли на ноябрь. Теперь же и вовсе не ясно, когда стройку закончат: во внутренних помещениях все еще ведутся работы.

Вокзал решили модернизировать четыре года назад. Проект отдали архитекторам бюро Тимура Башкаева. В представленных эскизах объект «Павелецкий вокзал» ожидала коренная модернизация: дизайнеры предлагали создать под потолком «интеллектуальное табло» с информацией о ближайших рейсах, сделать в кассовых залах стеклянную крышу и предусмотреть многоуровневое освещение.

Но в итоге от этих идей пришлось отказаться. Финальный вариант обновленного Павелецкого выглядит, конечно, лучше, чем до реконструкции, — но явных изменений в его внешнем виде не произошло.

Большая часть работ пришлась на укладку плитки и переоборудование освещения. «На вокзале внедрена новая технологическая разработка по обеспечению светом», — витиевато пояснили «Новой газете» в дирекции железнодорожных вокзалов. В залах действительно стало светлее, но не за счет многоуровнего света, предложенного дизайнерами, — в потолок просто встроили дополнительные лампы.

Пожалуй, самое необходимое обновление — сквозной проход через все подъезды вокзала (раньше приходилось обходить по улице). Источник «Новой» в дирекции РЖД объяснил: «Дизайнерские эскизы — это концептуальные решения, с реальностью они редко совпадают, а нам нужно учитывать и инвестиционную привлекательность проекта».

Затянувшуюся реконструкцию в дирекции железнодорожных вокзалов объясняют характером работ: «Строителям приходилось работать по квадратам: огораживали участок, ремонтировали, не прекращая работу вокзала». Любое перекрытие сказывалось на пассажиропотоке, который решили сохранить.

Сейчас реконструируется площадь перед выходом к поездам дальнего следования. Работники вокзала видят в этом свои плюсы: «Раньше здесь все время сидели бомжи, теперь их стало меньше». В центральных подъездах реконструкция уже закончилась. Открылись кассы для людей с ограниченными возможностями: окошко в них ниже, очереди почти нет — поэтому сюда же подходят и опаздывающие пассажиры. Для них, впрочем, уже установили зону с терминалами для самостоятельной покупки билетов*.

Изменения, однако, почти не коснулись привокзальной площади.

И если территорию со стороны Кожевнической улицы, которую год назад передали в пользование вокзала, активно благоустраивают, то перед центральным входом до сих пор — обнесенный забором котлован. На его месте еще несколько лет назад предполагалось построить торговый центр, но дело не дошло даже до фундамента: сегодня из ямы торчат только сваи. Изъять территорию у инвестора для реконструкции пока не удалось.

«Как театр начинается с вешалки, так вокзал начинается с привокзальной площади», — говорили загадками в дирекции вокзала. Под «привокзальной площадью» администрация, очевидно, понимает тротуар, обнесенный столбиками.

Трамвайная остановка напротив центрального входа превратилась в квартиру для бездомных: раскиданы личные вещи, в углу валяется ржавый электрический чайник, под лавочкой спит собака. Хозяина «дома» застать не удалось, но к нему, кажется, претензий не предъявляют: все свидетельствует о том, что живет он здесь давно.

Для реконструкции пока используют только территорию до котлована, где в рамках борьбы с нелегальными перевозчиками внедрят новую систему бесплатной парковки для такси. Аналогичная уже действуют на Ярославском, Ленинградском, Киевском и Курском вокзалах. Департамент транспорта уже раздает карты на въезд легальным перевозчикам. Идентификация машины происходит в единой базе, куда информация поступает с установленных терминалов и видеокамер, которые считывают госномера. Каждая карта «привязана» к определенной машине, чтобы водители не пользовались ею в личных целях.

«Новая система ограничит доступ к первой линии для бомбил и даст это право легальным такси**», — пояснил начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. Число парковочных мест планируется увеличить до 156. У водителей будет лимит бесплатного времени (15 минут) для высадки или посадки пассажиров. Пока же машины продолжают парковаться на бордюрах в окрестностях вокзала или прямо на Садовом кольце.

Модернизация вокзала не закончится к декабрю: по словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова, к 2016 году на вокзале будет построен еще один путь. Предполагается, что это увеличит пропускную способность на 30%, то есть за час Павелецкий способен будет принять на 16 пар поездов больше.


*По инициативе мэрии в декабре на Павелецком вокзале должен открыться информационный центр для туристов. Аналогичные консультационные бюро появятся на Киевском и Белорусском вокзалах, куда приходят аэроэкспрессы. Консультанты центров обязаны свободно говорить на английском и помогать в экстренных ситуациях, когда, например, нужно вызвать врача, восстановить потерянный паспорт или заявить о краже. Но пока это — только в проекте. ** На Ярославском, Ленинградском, Киевском и Курском вокзалах новая система парковок для легальных такси уже работает.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow