СюжетыКультура

Голландский квартет с финским акцентом

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко удвоил балеты Иржи Килиана и Йормы Эло

Этот материал вышел в номере № 136 от 30 ноября 2012
Читать
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко удвоил балеты Иржи Килиана и Йормы Эло
Изображение

Квартет современной хореографии состоял из двух новинок сезона «Первая вспышка» Эло и «Бессоница» Килиана и двух шедевров того же Килиана, идущих в театре уже полтора года, «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». На музыку Моцарта поставлены все три произведения нидерландского хореографа и живого гения Килиана. В спектакле финна Эло использована музыка Сибелиуса (в театре успешно исполняется еще один балет Эло — «Затачивая до остроты»).

«Первая вспышка», идущая в «Стасике» в первом отделении, и «Бессонница» — во втором, изначально поставлены для одной труппы Нидерландского театра танца. Оба эти балета сочинялись в начале 2000-х, когда у сложившегося мастера Килиана давно была создана труппа, состоящая из трех коллективов: для юных танцовщиков, для основного возраста и для ушедших на пенсию артистов, с которыми он экспериментировал уже не как с танцовщиками, а как с драматическими актерами. Голландия прославилась не только ситуацией, в которой один балетмейстер работал с тремя труппами, но и тем, что именно там и тогда голландский театр стал катализатором хореографической мысли и тем благословенным местом, где рождались многие сегодняшние балетмейстеры. Пример тому — неожиданная встреча в Москве мастера и ученика. Эло в Нидерландском театре танца начинал как хореограф. От Килиана он получил благословение, а вместе с ним предупреждение о предстоящих сомнениях и трудностях. Чех по происхождению, эмигрировавший из социалистической Чехословакии, проработавший в Германии и осевший в Голландии, знал, о чем говорил.

В премьерном спектакле «Бессонница», созданном Килианом в 2003 году, вовсе не тот чистый Моцарт и не та гениальная легкость театральных поэм 1991 года, а новое отношение к музыке австрийского гения.

Тогда в двух концертах для фортепиано с оркестром в «Маленькой смерти» на лодыжку мужчины, как в колыбельку, гармонично укладывалась женщина (Анастасия Першенкова и Дмитрий Хамзин), или партнеры зеркально отражались друг в друге с расправленными руками-крыльями (Эрика Микиртичева и Олег Рогачев), или, как маятник, дама отчеканивала в воздухе время (дебютанты спектакля — Кристина Шапран и Дмитрий Соболевский). А в «Шести танцах» господствовало барочное пиршество, торжество аксессуаров и актерской игры под звуки моцартовских «Шести немецких танцев», впрочем, никуда не ушедшее в исполнении московских танцовщиков.

Теперь в «Бессоннице» за новую трактовку музыки Моцарта отвечал сам хореограф, и, как сказано в программке, Дирк Хаубрих на основе произведений Моцарта создал музыкальный аккомпанемент, который в Москве прозвучал под фонограмму. «Бессонница» — целиком режиссерский и даже дизайнерский спектакль. Части тела шести танцовщиков по отдельности скрывались, появлялись, вновь исчезали за белым во всю сцену экраном с прорезями в нем. Сидящий передо мной зритель прошептал на ухо своей соседке: «Какой ужас». Ничего страшного на сцене не происходило, кроме того, что можно было наблюдать за тем, как зрелый Килиан экспериментирует со временем и пространством. Просто прежние его чувственность и ирония перешли в область механики и чистой абстракции, поэтические метафоры сменили философские, а гармоничный дуализм тела и духа свелся здесь к линейной графичности. Острее и точнее всех это выразила на премьере Оксана Кардаш с Артемом Сорочаном.

Три пары в блестящих комбинезонах из «Первой вспышки» курсировали по сцене в том ритме и психологическом состоянии, которые присущи хореографу в поиске. В этом ритме поиска находился Эло в 2004 году. Интереснее всех в этих лабиринтах выглядела харизматичная Валерия Муханова. Она — лидер по количеству участия в современных постановках, да и в этот вечер без нее не обошлись в спектакле раннего Эло, малоизвестного позднего Килиана и Килиана шутливого.

Кто-то придет в театр за очередными новинками, кто-то ради моцартовской дилогии третьего отделения. В любом случае целое поколение молодых танцовщиков, не всегда блестяще справляющееся с классикой, обрело новую жизнь в иной пластике. Недаром прерогатива второй балетной компании в Москве — современный танец. А произошло это благодаря тому, что на протяжении пяти лет «Стасик» планомерно осваивает постановки живых классиков, что составило треть репертуара. Теперь с накопленным багажом и на имеющиеся кадры пришла очередь создать эксклюзивный спектакль, который бы был рассчитан специально на этих артистов, хорошо чувствующих современную хореографию. Чтобы за свой короткий век они успели станцевать не только голландский квартет, но и российский квартет, допустим, с голландским или финским акцентом.

Варвара ВЯЗОВКИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow