СюжетыПолитика

Список открыт. И будет дололнен

Сенат США проголосовал за акт «имени Магнитского». Американцы говорят о создании прецедента глобального масштаба

Этот материал вышел в номере № 140 от 10 декабря 2012
Читать
Сенат США проголосовал за акт «имени Магнитского». Как заявила сенатор Джин Шахин: «Давайте будем честными и признаем, что сфера, где наши страны согласны друг с другом, сужается, а область разногласий расширяется и выходит на передний план. За последние полгода мы видели, возможно, самое резкое ухудшение ситуации с правами человека в России со времен распада Советского Союза».

Теперь закон ляжет на стол президента и, как ожидается, до нового года Обама подпишет его. Президент сделает это «с радостью» - заявил пресс-секретарь Белого дома. Насчет «радости» у экспертов большие сомнения. Не слишком воодушевленный перспективой ухудшения отношений с Москвой и Белый дом в эти два года, пока закон Магнитского разрабатывался внутри Конгресса, выступал за его отделение от поправки Джексона-Вэника, против арестов счетов российских чиновников, против обнародования списка Магнитского и против его расширения за счет других нарушителей прав человека в России.

В Госдепартаменте утверждали, что российские официальные лица из так называемого «списка Магнитского» уже и так лишены возможности въехать на территорию США. Они включены в обширный «черный список» нарушителей прав человека во всем мире, составленный Госдепом по указу Обамы. Одна тонкость - список закрытый. А здесь непременно нужна гласность - настаивают авторы закона «имени Магниткого» сенатор Кардин и конгрессмен Макговерн. К тому же санкции Госдепартамента не предусматривали арест банковских счетов («не наш метод», - говорят в ведомстве Хиллари Клинтон).

Учитывая позицию администрации, демократы, контролирующие сенат, составили более «мягкий» вариант закона Магнитского - этакий Magnitsky light. В нем за нарушения прав человека лишением американской визы и замораживанием банковских активов наказывались бы не только россияне, но и чиновники из других стран, виновные в нарушении прав человека. Голосование в сенате ожидалось в августе, но было перенесено. Так вот, «затягивание процесса» сыграло злую шутку. Сенаторы хотели как лучше, а получилось… В общем, на обсуждение пришлось выносить уже принятый Палатой представителей, где главенствуют республиканцы, более «жесткий» вариант закона, где речь идет о санкциях в отношении только России.

Катализатором принятия закона Магнитского в Конгрессе стали, как это ни странно звучит, экономические интересы. В ходе обсуждения документа в обеих палатах законодатели прежде всего выступили за отмену поправки Джексона-Вэника и предоставление России статуса нормального торгового партнера. Если американский бизнес сможет воспользоваться преимуществами вступления России в ВТО, объем импорта из США на российских рынках вырастет в течение пяти лет в 2 раза. На законодателей давили лоббисты из их избирательных округов: фермеры, производители лекарств, высоких технологий и т.д.

«Акт Магнитского» все же шел «вторым» номером. Он реально отражает возмущение большинства американских законодателей из обеих партий нарушениями прав человека в России. Речь идет не только о деле 37-летнего юриста, раскрывшего коррупционную схему хищения в 5,4 млрд. руб. и погибшего в СИЗО. Законодателям не нравятся нарушения в России международно признанных прав человека, в том числе прав на свободу собраний, независимый суд и демократические выборы. Ежегодно список Магнитского, в котором сейчас 60 фамилий, будет обновляться. Повлияли ли на ужесточение позиции сенаторов поддержка Москвой режима сирийского президента Ассада, выдворение из России американского агентства по международному развитию, ужесточение законодательства в отношении НКО, политика «закручивания гаек», дело «Пусси Райот» и «болотный» процесс и пр.? Да, повлияли.

Как заявила сенатор Джин Шахин: «Давайте будем честными и признаем, что сфера, где наши страны согласны друг с другом, сужается, а область разногласий расширяется и выходит на передний план. За последние полгода мы видели, возможно, самое резкое ухудшение ситуации с правами человека в России со времен распада Советского Союза».

Как считает соавтор закона сенатор-демократ Бен Кардин, председатель хельсинской комиссии Конгресса, американский сенат вписал новую главу не только в историю США, но и в борьбу за соблюдение прав человека во всем мире. «Закон создает прецедент. Мы ожидаем, что другие страны последуют нашему примеру и закроют границы и банки для нарушителей прав человека», - заявил Кардин. Последовать примеру США уже решили 11 европейских государств, где сейчас рассматриваются аналогичные законопроекты. Так что российским чиновникам грозит еще и потеря «Шенгена».

Акт Магнитского многие американские законодатели открыто называют «достойной заменой» поправки Джексона-Вэника, новым инструментом давления на российские власти. И если закрытие Запада и западных банков для российских чиновников, пожалуй, самый хлесткий и беспрецедентный по точности удар, то ответных мер России американские чиновники ну совсем не боятся, поверьте. Они не скупают недвижимость на Рублевке и не являются клиентами Сбербанка. Наказать Америку за Магнитского реально можно было бы, только закрыв торговые возможности для бизнесменов, но об этом, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, речи не идет (хотя главный полит-санитар РФ Онищенко уже заговорил о запрете на импорт американского мяса). Верней так: первый заместитель председателя правительства «выразил надежду». Решает другой человек, и мы его все знаем.

Реакция Москвы была бурной и предсказуемой. В России считают, что разберутся со своими гражданами и своими проблемами сами. Любопытно, что одним из первых документов, подписанных Владимиром Путиным в день инаугурации 7 мая, стал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса». Среди прочего российский президент поручил МИДу «вести активную работу в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц».

И вот МИД России выступает с заявлением в связи с «Актом Магнитского»:

«Странно и дико слышать обращенные к нам правозащитные претензии со стороны политиков именно того государства, где в 21 веке были официально легализованы пытки и похищения людей по всему миру. Похоже, за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в Конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву. Приходится вновь напомнить гиперактивным противникам нормального развития российско-американских отношений: их усилия выглядят жалко».

Министр иностранных дел Лавров пообещал закрыть въезд в страну тем американским официальным лицам, которые являются «безусловными нарушителями прав человека».Сказано это было на встрече в Дублине непосредственно госсекретарю США Клинтон. А председатель комитета по иностранным делам ГД Алексей Пушков заявил в интервью агентству Рейтер: «В Государственной думе рассматривается два варианта. Первый: внести поправки в уже существующий закон о порядке въезда и выезда из страны. Речь идет о том, чтобы те иностранные граждане, которые виновны в нарушении прав россиян за рубежом, нанесении им морального и материального ущерба, могут не получить разрешения на въезд в Россию. Их счета в российских банках могут быть заморожены».

Первый российский гражданин, имя которого приходит на ум в контексте вышесказанного - Виктор Бут, известный торговец оружием. Второй - летчик Константин Ярошенко, обвиненный в контрабанде наркотиков. Впрочем, «список Бута» пока закрытый и фамилий там немного, заявил журналистам Пушков - по совместительству ведущий телепрограммы «Постскриптум».

Надо полагать, что федеральное телевидение, и так не балующее россиян позитивными материалами про Америку, покажет новые, душераздирающие истории о грубых нарушениях прав человека в США.

Почему Вашингтон не принимает аналогичных санкций в отношении своих союзников, например, Бахрейна и Саудовской Аравии, где с правами человека не лучше, чем в России? Такой вопрос резонен. Впрочем, автор «списка Магнитского» сенатор Кардин не отказался от идеи сделать закон «универсальным», распространив его на другие страны. Сенатор будет добиваться этого уже в следующем созыве Конгресса. Но факт остается фактом: в политике продолжают главенствовать «двойные стандарты» и Realpolitik. Разница лишь в том, что о проколах собственного правительства (например, о пытках в тюрьме Абу-Грейб или невиновных узниках Гуантанамо) сообщают американские СМИ, и потом виновные - не всегда, но очень часто - садятся в тюрьму. В России же судят погибшего юриста, а его следователи-«палачи» (мое «оценочное суждение в нарицательном смысле» - А.П.) представляются к очередным званиям и наградам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow