Сюжеты

Есть у президента такая обязанность — посылать ежегодно

Владимир Путин в девятый раз обратится к Федеральному собранию с посланием. «Новая» вспоминает предыдущие неисполненные поручения

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 140 от 10 декабря 2012
ЧитатьЧитать номер
Политика

Никита ГиринДиана Хачатрян«Новая газета»

 

Владимир Путин в девятый раз обратится к Федеральному собранию с посланием. «Новая» вспоминает предыдущие неисполненные поручения

Петр Саруханов — «Новая»

Традицию ежегодных посланий заложил в 1993 году Борис Ельцин. С тех пор гаранты Конституции обращались с посланием 18 раз. Согласно Основному закону, оглашение главного программного документа российской власти является не только правом президента, но и его обязанностью. Первое лицо формирует основные направления внутренней и внешней политики государства, реализация которых, по сути, является обязательной для правительства. Однако далеко не все обещания выполняются. Вспомним обещания с наиболее трудной судьбой.

 

2000 г. Свобода для журналистов

Путин: «Мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса».

Борис ТИМОШЕНКО, руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности:
— Даже если не брать Кавказ, то единственное, что изменилось: пожалуй, стало меньше убийств. Но количество нападений на журналистов даже увеличилось. А что касается уголовного преследования, то с введением знаменитой 282-й статьи огромное количество журналистов постоянно ходит под ней. То есть можно констатировать, что положение ухудшилось.

 

Равенство конкуренции

Путин: «Сегодня одни предприятия ставятся государством в привилегированное положение. Зато другие предприятия реально дискриминируются. Поэтому следует отменить все необоснованные льготы и преференции, прямые и косвенные субсидии предприятиям».

Игорь ЮРГЕНС, президент Института современного развития:
— Обещание совсем не выполнено. Путин пришел вместе с Грефом и Кудриным со справедливыми посылами, что надо стимулировать частный сектор, а потом дело свернуло на создание национальных чемпионов: «Газпрома», «Роснефти» и других.

 

Приоритет здравоохранению, образованию и культуре

Путин: «Мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры».

В действительности расходы на здравоохранение и образование стояли на месте, а согласно «Основным направлениям бюджетной политики» на 2013—2015 годы будут снижаться. На образование — с 614 (2012) до 573 млрд рублей (2015), а на здравоохранение — с 554 до 383 млрд. Зато на оборону в 2015 году планируют потратить 2,9 трлн рублей.

 

2001 г. Сокращение численности госслужащих

Путин: «Неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств не сделали правительство и его органы ни более компактными, ни более эффективными. Вместо этого число работников органов государственной власти и управления выросло с 882 тысяч в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время».

В 2012 году в стране насчитывается уже более 1,7 миллиона госслужащих.

 

2002 г. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы

Путин: «По действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные, меры наказания. Однако этой возможностью они пользуются редко. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы, должно стать широкой судебной практикой».

Сергей НАСОНОВ, эксперт Независимого экспертно-правового совета:
— Тот факт, что убрали нижнюю границу (от двух до пяти, от трех до восьми) и расширили круг альтернативных мер наказания, не привел к тому, что суды стали назначать меньше наказаний в виде лишения свободы. Не изменилось главное: репрессивный характер мышления самих судей. Плюс у суда присяжных (именно он давал процент оправданий, близкий к проценту в цивилизованных странах) с 2002 года изымали состав за составом.

 

2003 г. Формирование военных частей на профессиональной основе и перевооружение

Путин: «Мы продолжим формирование частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. В предстоящий период предстоит существенно повысить оснащенность наших Вооруженных Сил современным оружием. Соответствующая программа перевооружения разработана, утверждена и, безусловно, будет исполняться».

Александр ГОЛЬЦ, военный эксперт:
— Программа профессионализации, разработанная под руководством Сергея Иванова, была провалена. Не столько из-за денег, а по причине откровенного саботажа Генштабом. Что касается программы перевооружений, которых за путинский период было принято три, то и они были провалены. Именно в 2005—2007 годах была создана пародия на советскую организацию военной промышленности: девять советских оборонно-промышленных министерств пережили реинкарнацию под видом госкорпораций.

 

2004 г. Развитие транспортной инфраструктуры

Путин: «Неразвитая дорожная и портовая инфраструктура уже сейчас стала тормозом для экспорта <...>. Для России также важна модернизация дорог — не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение».

Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
— К решению задач, поставленных в этом пассаже, мы не приблизились. Мы находимся на очень плохих местах в мировых рейтингах по ключевым вопросам железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Это конфигурация сети. Все грузы у нас идут через Москву. Это стратификация дорог. Есть пути для пассажирских перевозок, а есть пути, по которым мы возим контейнеры. Мы же по одним путям возим и пассажиров, и грузы.

 

2005 г. Государственное телевидение будет отражать весь спектр общественно-политических сил

Путин: «Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране».

Борис ТИМОШЕНКО, руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности:
— Отражаются только взгляды одной силы. Более того, даже частные телеканалы становятся трансляторами государственной точки зрения. Я уж не говорю о прошлогодних протестных акциях, когда если они и подавались, то подавались просто возмутительно.

 

2009 г. Доля присутствия государства в экономике

Медведев: «Мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40%, а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла. До 2012 года нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные параметры государственного сектора».

Игорь ЮРГЕНС, президент Института современного развития:
— С одной стороны, объявлена приватизация крупных активов, а с другой — наращивание военных расходов. Заявленная стратегия нуждается в дорожных картах, которых нет. Параметры соотношения государственного и частного секторов, к которым стремились, пока не достигнуты.

 

2011 г. Общественное телевидение

Медведев: «Ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец.

Игорь ЯКОВЕНКО, журналист:
— Формально проект реализуется. Правда, в обозримом будущем у государства нет шансов создать такой канал. Общественное телевидение — элемент другой системы, который может быть создан только снизу. Все, что власть говорит и делает в этом направлении, — муляж. Канал, который возглавит Лысенко, государственный по всем признакам, просто маленький и слабый.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera