СюжетыПолитика

Принуждение к чести

В европейской хронике немало примеров краха карьеры из-за изобличений в плагиате, лжи и давления на прессу

Этот материал вышел в номере № 140 от 10 декабря 2012
Читать
В европейской хронике немало примеров краха карьеры из-за изобличений в плагиате, лжи и давления на прессу

Когда обнаружилось, что докторская диссертация президента Венгрии Пала Шмита представляет собой на три четверти перевод текста болгарского ученого Николая Георгиева, то главе государства пришлось уйти. Не сразу. Две недели он отчаянно держался за высокое кресло, но скандал затянулся и лег тенью на правящую партию. Журнальная статья с изобличением в плагиате появилась в начале января, сенат университета Семмельвайс в Будапеште лишил докторской степени действующего главу государства 29 марта, а 3 апреля президент Шмит объявил об отставке: поскольку, мол, обсуждение его персоны внесло раскол в обществе.

Диссертации, действительно, не имеют непосредственного отношения к работе на государственных постах, а вот плагиат — самое прямое. Плагиат — это ложь. Украденная или купленная ученая степень — это ложь. Если политик соврал в этом, то как ему доверять в остальном?

Никто не сомневался в образованности 39-летнего министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, чья политическая карьера прервалась годом ранее по той же причине. Рафинированный аристократ, яркая звезда в правительстве Ангелы Меркель, популярный политик с канцлерской перспективой… Но когда «Зюддойче цайтунг» сообщила, что целые куски его докторской позаимствованы у других и без ссылок, — к длинному дворянскому титулу прилип обидный довесок «барон копипаст».

Около 50 тысяч человек, в том числе более тысячи профессоров, подписали открытое письмо Меркель, призвав отправить министра в отставку. Давление было со стороны правящей коалиции, оппозиции и научной общественности. В конце концов, он поблагодарил Меркель за доверие и ушел со всех постов.

Наверное, при желании он и сам мог бы написать блестящую диссертацию, хотя министру вовсе не обязательно быть доктором права. Вряд ли обращение «доктор» — это вопрос тщеславия, когда оно стоит перед именем Карл-Теодор Мария Николаус Иоганн Якоб Филипп Франц Йозеф Сильвестр фрайхерр фон унд цу Гуттенберг… Непонятно, зачем была нужна потомственному рыцарю мелкая ложь. В конце концов, он ушел в никуда.

В мае этого года вынужден был уйти в отставку министр образования Румынии, профессор информатики Ион Манг. Скандал разгорелся, когда ученые из Японии, Тайваня и Израиля обнаружили в его научных статьях целые куски из своих работ, включая ошибки. Практически одновременно плагиат был обнаружен и в диссертации премьер-министра Виктора Понты: специальная комиссия экспертов подтвердила, что 85 из 400 страниц его научного труда слово в слово переписаны без ссылки из чужой книжки. Эксперты рекомендовали лишить его степени доктора. Но как раз в это время был в разгаре конфликт премьера с президентом Траяном Бэсеску, и Понта представил обвинение в плагиате как часть направленной против него политической кампании и в отставку не ушел. К тому же всего 85 страниц из 400…

Покопавшись в европейской хронике последних лет, можно найти и другие примеры краха карьеры из-за изобличений в плагиате, лжи, умолчании, конфликте интересов.

Что, у европейской политической и управленческой элиты обостренное чувство чести? Я бы не стал их идеализировать. Конечно, элита ради самосохранения спешит избавиться от попавшихся на лжи. Не оставляет им выбора. Но нигде элита не стала бы сдавать своих, если бы не оглядывалась на общественное мнение. Когда же в обществе ложь и коррупция в порядке вещей, а народу до лампочки, кто там наверху, — циники и воры с липовыми дипломами и переписанными под копирку диссертациями будут множиться как тараканы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow