КолонкаПолитика

Анонимный донос на Эрмитаж

117 жалоб от «разгневанных горожан и казаков» на всемирно известный музей приняла за последние дни петербургская прокуратура

Этот материал вышел в номере № 140 от 10 декабря 2012
Читать
Изображение

Все обращения по причине «оскорбления чувств верующих» и «унижения их достоинства» написаны под копирку. Однако именно их количество вынудило прокуроров 7 декабря начать проверку в главном музее культурной столицы. Работа Эрмитажа пока не прервана.

Жалобщиков возмутила антифашистская выставка современных английских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья», открывшаяся здесь еще 20 октября. Они усмотрели в ней признаки экстремизма и надругательства над верой, о чем и сообщили в надзорные органы.

Как рассказали «Новой» в музее, центральная работа экспозиции — трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. В них развернут единый ландшафт ада, где нацисты зверски убивают друг друга. Сами витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику.

Руководство Эрмитажа объясняет посетителям:

— Выставка носит сугубо антифашистский характер. Насилие десятков чепменовских фигурок друг над другом — нацистов над нацистами — возвращает ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить…

Но в напоминании британских художников 117 неизвестных заявителей увидели экстремизм. А конкретная инсталляция с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдональда и вовсе оскорбила их как «верующих».

— Ябедники безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового, и просто крестообразного изображения. То же самое касается и их трактовки свастики, — говорит куратор выставки «Конец веселья», руководитель сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Авторы массовых кляуз — известны и неизвестны одновременно. С одной стороны, они подписываются некими именами и называют себя «гражданами Петербурга» и «казаками Петербурга». С другой — ни с одним из «униженных и оскорбленных» правоохранительным органам повстречаться и пообщаться не удалось. Не удалось даже найти в Северной столице людей с такими данными. Хотя подобное расследование полицией уже велось, когда те же лица (судя по подписям в жалобах) в октябре сорвали в петербургском музее «Эрарта» премьеру «Лолиты» по роману Набокова.

Воспринимать сегодняшний инцидент в Эрмитаже как полную неожиданность нельзя. Еще в своих октябрьских обращениях анонимы предупреждали: «Просим Пиотровского одуматься. И на Эрмитаж найдутся прокуратура и официальное казачество…»

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на встрече с журналистами 7 декабря прокомментировал ситуацию:

— Только идиоты могут считать, что указанная инсталляция оскорбляет крест, и не понимать, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепменами. Но в прокуратуру поступило много жалоб. Люди считают, что якобы осквернен христианский крест тем, что к нему приколочены макдональдовский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, еще вынесут решение, что мы экстремисты. Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть… Руководство Эрмитажа 7 декабря обратилось к генеральному прокурору России. Мы попросили принять меры, чтобы ни нам, ни прокуратуре не мешали работать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow