СюжетыСпорт

Свист местами неадекватен

На фоне громких скандалов с игроками и фанатами как-то забылось о странностях российского судейства. Между тем, специалисты утверждают: стало хуже, - и предлагают разные пути решения проблемы

Этот материал вышел в номере № 143 от 17 декабря 2012
Читать
На фоне громких скандалов с игроками и фанатами как-то забылось о странностях российского судейства. Между тем, специалисты утверждают: стало хуже, - и предлагают разные пути решения проблемы

На самом финише осенней части чемпионата России по футболу ситуация сложилась уникальная. По всем приметам и традициям главной мишенью народного гнева и недовольства профессиональных специалистов должны были стать судьи. И не только проштрафившиеся, а весь российский судейский корпус, почти полтора года возглавляемый итальянцем Роберто Розетти. По мнению очень многих «оценщиков», от прихода авторитетного в прошлом арбитра и его деятельности, направленной на реформирование судейского корпуса, «стало только хуже». И вот когда уже чаша терпения у всех переполнилась из-за целого ряда скандалов, пальму первенства у главных изгоев перехватили другие участники процесса, а именно: игроки, владельцы клубов и, безусловно, фанаты. И на фоне «позднеосенних» событий проблемы судейства отошли на второй план.

Но проблемы от этого никуда не делись. К весне они снова встанут во весь рост: непрофессионализм, кадровый голод, отсутствие стратегии подготовки, закрытость и ошибки, ошибки, ошибки, «результативность» которых вполне может быть сравнима с бомбардирскими достижениями. Вот почему мы считаем, что разговор о «делах судейских» с компетентными людьми не зависит от временного спада интереса к теме.

Николай ЛЕВНИКОВ, председатель Судейского комитета РФС:

Объединение судейского и инспекторского комитета в единый департамент — то, чего вы в свое время добивались, — должно было снять острые вопросы об оценке качества работы арбитров. Однако сейчас мы наблюдаем иную картину.

— К сожалению, сейчас мы находимся в той ситуации, когда даже негативная оценка не гарантирует отсутствие арбитра на следующей игре. Это вызывает справедливое негодование представителей клубов. Это отрицательный момент и для самого арбитра, которому после допущенных ошибок сложнее отработать в следующем матче качественно. Но стоит признать факт — сейчас в нашей судейской среде слабая конкуренция, и это бросается в глаза. Ушла довольно сильная плеяда опытных арбитров…

Но это была одна из реформ Розетти, обещавшего омоложение судейского корпуса.

— Искусственно омолаживать судейский корпус ни в коем случае нельзя. Так же, как и футбольную команду. Нынешнему руководителю судейским корпусом, по моему мнению, необходимо было сделать все возможное, чтобы продолжали работать Игорь Егоров, Николай Иванов, Юрий Баскаков, Станислав Сухина, Игорь Захаров. На сегодняшний день мы имеем 100 главных арбитров, обслуживающих матчи профессиональных команд, из которых надо отобрать 20 для премьер-лиги и постоянно обучать. Когда появится реальная конкуренция, дело сдвинется с мертвой точки.

Может, для повышения конкуренции опять приглашать иностранных арбитров?

— Эксперимент, проводившийся несколько лет назад, показал свою несостоятельность. Приглашая иностранцев на топовые матчи, мы лишаем наших судей бесценного опыта управления ответственными играми. То решение замедлило рост отечественных рефери, ухудшило их имидж в Европе. Надо готовить своих специалистов.

Ваш большой международный опыт позволяет оценить уровень отечественного судейства?

— Это смотря по каким критериям оценивать. Италия — эталон? Ну если только с точки зрения внешнего вида и профессионального отношения к делу. По качеству и пониманию футбола мне больше импонируют испанцы и немцы. С точки зрения допустимости максимума спортивной борьбы и футбольного зрелища — нет равных англичанам. Нас сложно с кем-то сравнивать. Российские судьи разбираются в единоборствах, но страдают проблемами из области психологии. Зачастую не всегда одинаково трактуются эпизоды даже в отдельном матче. В плане управления игрой мы уступаем ведущим школам судейства.

Вообще-то повальной критике подвергаются и зарубежные рефери, и их отечественные коллеги. Откуда столько недовольства судейской работой?

— Достижение последнего времени — запрет на критику арбитров, определенный карт-бланш, выданный судейскому корпусу. Наступил момент, когда арбитры стали ошибаться, и довольно часто, а недовольство тренеров, руководителей клубов, болельщиков накопилось, созрело и как гнойник разорвалось. Мне кажется, что судьи не должны бояться критики, скрываться от нее. Но и общество должно понимать, что судить безошибочно арбитры никогда не будут.

Все чаще сегодня рассуждают о судейских ошибках не в плоскости предвзятости, а скорее непрофессионализма.

— Очень хорошо, если такое мнение существует, тем более если оно подавляющее. Самое страшное — когда судью обвиняют в предвзятости. Но о предвзятости нельзя говорить — ее нужно доказывать. Еще, возможно, бывает необъективность, которая может быть вызвана симпатией, мне иногда кажется, что судьи ошибаются под давлением авторитета. Они такие же люди, как и мы с вами. Но нести ответственность за допущенные ошибки арбитры должны вне зависимости от статуса и положения команд и их руководителей.

Как повысить авторитет арбитра на поле и уберечь его от «субъективности»? Традиционно: повысить зарплату?

— Зарплата судей должна быть дифференцирована: определенное месячное жалованье, плюс гонорары за проведенные игры и бонус по окончании сезона за качественное судейство. Диспропорция между зарплатами футболистов (особенно в премьер-лиге) и оплатой судей очень велика. Чтобы было понятнее — арбитр в поле получает 90 тысяч рублей, помощники — по 50. Это без вычета налогов.

На чем вообще строится стратегия развития судейства?

— В первую очередь — открытие центров подготовки арбитров, по примеру существующих в Москве и Санкт-Петербурге, в каждом регионе. Во-вторых, профессиональная система отбора, чтобы арбитры попадали не по чьей-то протекции, а потому, что доказали свою квалификацию на юношеских и региональных соревнованиях. Сделать так, чтобы работал рейтинг судей, по примеру первенств, где лучшие команды получают повышение в классе. А основное — выработать четкую систему управления судейским корпусом вне зависимости от личности его руководителя.

Сергей ХУСАИНОВ, бывший председатель Коллегии футбольных арбитров:

Каждый имеет право на ошибку. Но все чаще в чемпионате судьи даже не в состоянии признать и объяснить причину их возникновения…

— В обиходе возникла новая формулировка: «некомментируемые ошибки» — то есть совершенные не по причине человеческого фактора, а значит, абсолютно осознанные, когда арбитры, прекрасно анализируя ситуацию, принимают решения, противоречащие правилам игры.

Когда арбитр, допущенный к судейству профессиональных футбольных клубов, допускает ошибку, которую в силу своей квалификации совершать не имеет права, это означает, что он нарушает судейскую этику, общепризнанные законы объективности и беспристрастности при проведении спортивных соревнований. Иначе говоря, при исполнении превышает свои служебные полномочия.

Тогда почему главой судейского департамента не были приняты меры в таких вопиющих ситуациях, к чему его неоднократно призывали руководители клубов?

— У Розетти своя система отбора судей, критерии качеств и перспектив того или иного арбитра. В идеале фигура рефери должна быть равноудалена от противоборствующих команд. Но мы видим обратную тенденцию. К сожалению, судьи с отсутствием должного профессионального образования и объективности, или попросту порядочности, допускающие «некомментируемые ошибки», повторно допускаются к обслуживанию матчей. Это недальновидность судейско-инспекторского департамента? Или преднамеренные решения? Своей бездеятельностью руководитель судейского департамента это поощряет и обеспечивает им прикрытие.

Вы уже не раз упоминали, что арбитры боятся судить «Зенит». Кого или чего могут бояться арбитры в наше относительно спокойное время?

— «Нейтральный» руководитель Департамента судейства был приглашен конкретным руководителем РФС — Сергеем Фурсенко — для конкретных целей. Как они будут осуществлены и какими методами — не важно. Однажды опытнейший арбитр Игорь Егоров выступил против Спалетти, больше матчей «Зенита» он не судил, более того, ему намекнули: «Надо уходить. Ты травмирован». А молодые судьи смотрят со стороны и делают выводы.

Футбольный клуб «Краснодар» написал открытое письмо президенту РФС и главе Департамента судейства, где намекает на предвзятое отношение судей к «маленьким» командам…

— Наметилась линия поведения арбитров, разделяющих клубы на клановые, кастовые группировки: условно говоря, на богатых и бедных. Я всегда призывал не ввязываться в эту борьбу, клубы сами между собой договорятся, а арбитр должен быть кристально чист. Действительность демонстрирует обратное. Сама система отбора судей коррумпированна. И сверху, и снизу. Я сам с этим сталкивался.

Коррумпированность системы, и это отмечали многие специалисты, сложилась в период президентства Сергея Фурсенко. После его ухода большие надежды возлагались на нового главу РФС, которым стал Николай Толстых. Что изменилось?

— Пока ничего. Люди, которые были отобраны для участия в чемпионате до Толстых, не могут быть в одночасье отстранены. Да и в любом случае президент РФС, которому подчинен Департамент судейства, не может, полагаясь только на свое мнение, решить тот или иной вопрос. Здесь важную роль должны сыграть клубы — они же недовольны качеством судейства, они вправе требовать объяснений и изменений. Если бы были реальные претензии, руководство команд воздействовало на назначения и отстранения через РФС. Они шумят на пресс-конференциях, ругаются после матчей, но реально — со всем согласны, их все устраивает.

Вас не раздражают оправдания Розетти: в Англии тоже возникают скандалы, судьи много работают и очень устают, а других у нас нет?

— Это естественная позиция для руководителя внешнеполитических ведомств — дипломатия. Уйти от острых вопросов, перевести их в другую плоскость. Да, Безбородов налетал 13 тысяч километров, но никто ведь не принуждал его судить. Если не готов — откажись! Но этого никто не делает, боясь потерять работу.

На самом деле арбитры существуют в порочной системе рекомендаций, блатных списков региональных федераций. Квалифицированный арбитр получает вопрос от своего областного руководителя: «Ты хочешь судить? Ну надо ждать…», который можно истолковать по-другому: «Надо ж дать!» Это делается уже в открытую. Розетти — инопланетянин, он объективно не знает ситуацию в огромном футбольном хозяйстве России. Зато его окружение отлично осведомлено, более того, многие, если не все, эту систему неестественного отбора прошли.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow