СюжетыЭкономика

Свиньи вышли клином

«Закон Магнитского» действительно стал «антироссийским»: из-за ограничений на ввоз в нашу страну вырастут цены на мясо

Этот материал вышел в номере № 141 от 12 декабря 2012
Читать
«Закон Магнитского» действительно стал «антироссийским»: из-за ограничений на ввоз в нашу страну вырастут цены на мясо...

Внешнеполитические разборки, как это уже не раз бывало, отразились на внешнеэкономических отношениях. Только Геннадий Онищенко в этот раз не при чем. Железный занавес на пути американской свинины и говядины в нашу страну опустил Росслельхознадзор. Точнее, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — страна должна знать имена героев полностью.

В ведомстве, конечно, обиделись на тех, кто увидели в их суровом решении политическую подоплеку: мы, мол, еще год назад предупреждали о возможных санкциях для тех, кто использует при производстве мяса кормовую добавку раптокамин. О том, что перспективы санкций со стороны США в связи с гибелью Сергея Магнитского и весьма странным ходом расследования обсуждались в штатах больше года, пиарщики МИДа пиарщикам Россельхознадзора, видимо, не рассказали.

А решение вообще-то продуманное. Во-первых, экспорт мяса из США в Россию составляет около полумиллиарда долларов в год, и это будет существенная потеря для местных товаропроизводителей. Во-вторых, это, пожалуй, единственная ниша, где мы могли ухватить за бороду дядю Сэма. Потому что в целом Россия по итогам 2011 года заняла всего 1,2% в структуре внешнеторгового оборота США. То есть мы для них партнер третьего-четвертого порядка, и даже полный разрыв хозяйственных связей Штаты пережили бы относительно легко. Это не Грузия или Молдавия, для которых введение Россией внешнеэкономических санкций, продиктованных политическими мотивами, дало негативный макроэкономический эффект.

А вот что действительно обидно: по итогам того же 2011 года внешнеторговый оборот между Россией и США увеличился на 35%, и это, в том числе, результат политики «перезагрузки», на который мало кто обратил внимание. Теперь уже и обращать поздно, и для нас как для экономики, которая только ищет место на мировом рынке разделения труда, такой вариант развития много хуже, чем для американцев.

В этом отношении можно проводить параллель не только с запретом молдавского вина или «Боржоми», но и с недавней «визовой» историей. Напомню, что в ответ на отказ пускать в Евросоюз без виз обладателей «синих» служебных паспортов (среди которых, кстати, наверняка есть и фигуранты «списка Магнитского»), наша страна ввела визы для пилотов гражданских воздушных судов. Видимо, с расчетом скатывания в истерию и противоположной стороны. Но европейцы вежливо подчеркнули: да, мы не хотим бесконтрольного въезда ваших чиновников, а вот против пилотов ничего не имеем. Получилось глупо и даже стыдно. Настолько, что «Новой» пришлось больше недели упрашивать МИД подтвердить, что односторонний визовый режим уже введен. Какой уж тут пиар…

Кстати, «закон Магнитского», если кто забыл, принят в увязке с отменой поправке Джексона-Вэника, с семидесятых годов сдерживавшей со стороны США нормальное развитие экономических отношений. Они намекают: холодная война в экономике вроде бы кончилась? Хотя бы потому, что теперь обе страны — члены ВТО, и российский односторонний запрет на ввоз мяса может стать предметом разборок на площадке этой организации.

Хотя можно рассудить иначе. Теперь-то россияне поймут, что «закон Магнитского» действительно направлен против каждого из нас, исключая вегетарианцев. Ведь это в ответ на него мы были вынуждены запретить мясной импорт из недружественного государства, это по вине американских, а не наших сенаторов вырастут цены на свинину и говядину…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow