РасследованияПолитика

Переход границы в извращенной форме

Репортер «Новой» попытался попасть на территорию России так, как это описывает в «явке с повинной» похищенный в Украине Леонид Развозжаев. И вот что из этого вышло

Этот материал вышел в номере № 141 от 12 декабря 2012
Читать
Репортер «Новой» попытался попасть на территорию России так, как это описывает в «явке с повинной» похищенный в Украине Леонид Развозжаев. И вот что из этого вышло

В отношении героя «Анатомии протеста-2» Леонида Развозжаева на данный момент возбуждено уже три уголовных дела: по обвинению в приготовлении к организации массовых беспорядков, разбойном нападении (совершенном 15 лет назад) и за незаконное пересечение российско-украинской границы 15 октября этого года. Но ни в России, ни в Украине не возбуждены уголовные дела по факту похищения Развозжаева в Киеве 19 октября 2012 года, хотя были поданы официальные заявления, подкрепленные показаниями свидетелей.

Власти обеих стран предпочитают руководствоваться версией о «самоприводе», изложенной в пресловутой «явке с повинной», от которой Развозжаев уже отказался в суде, поскольку утверждает, что признание было добыто под давлением.

Вопрос: кому больше верить? — здесь не стоит. Верить нужно фактам. Поэтому я внимательно изучила текст «явки с повинной» и официальные заявления правоохранителей, а потом попыталась проверить их на соответствие действительности экспериментальным путем, повторив (вместе с адвокатом Леонида Русланом Чанидзе) путь предполагаемого путешествия Развозжаева из Киева в Россию.

Итак, сам Развозжаев детально описывает историю своего похищения и утверждает, что его вывезли на микроавтобусе и он может опознать как минимум одного из причастных к этому людей. Версия с похищением подтверждается показаниями свидетеля: сотрудника правозащитной организации ХИАС, партнера Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, куда 19 октября и обратился Развозжаев в поисках политического убежища.

По словам этого свидетеля, копия опроса которого есть в распоряжении редакции, Развозжаев вышел из их офиса ХИАС примерно в 13.40. Сотрудник организации, заполнявший документы вместе с Леонидом, услышал крики о помощи и увидел из окна, как двое запихивают в микроавтобус человека, похожего на Леонида Развозжаева. Заявление о похищении в украинскую милицию было подано адвокатом ХИАС Галиной Бочевой.

Однако начальник главного следственного управления МВД Украины Василий Фаринник выдвинул альтернативную версию. По его данным, Развозжаев пересек границу Украины с Россией… пешком: «В возбуждении дела отказано, поскольку есть данные с пограничной службы, что он (Развозжаев) пересек границу в Харьковской области, прошел пешеходный контроль. Были допрошены сотрудники офиса, которые заявляют о том, что видели, как он (Развозжаев) вышел. А потом к нему подошли люди, с которыми он пошел дальше».

Российские власти еще менее конкретны. Старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления СК РФ подполковник Стадников попросту отказался приобщать к материалам проверки сообщения, распространенные СМИ и содержащиеся в заявлении Развозжаева Л.М. о его похищении (огласил его в суде), и копии документов, представленных УВКБ ООН одному из адвокатов. Сделал это следователь на том основании, что проверить «достоверность их содержания не представляется возможным». Хотя практически в каждом из документов указаны адресные данные, по которым легко определить их достоверность и допросить людей, дававших показания. Но проверка была проведена без учета этих сведений — «фактов похищения не выявлено».

А вот «явка с повинной» приобщена к уголовному делу и потому считается процессуальным документом. Если верить этому тексту (написанному, по словам самого активиста, в каком-то подвале на территории России), то Развозжаев, выйдя из офиса ХИАС, увидел человека, как ему показалось следившего за ним. Он постарался уйти от него, прошел через двор и поймал «Форд» синего цвета. Далее цитируем оригинал:

«Я сказал водителю ехать на вокзал, по дороге понял, что не смогу уехать из России навсегда и бросить близких мне людей. Опасаясь слежки я сказал водителю ехать в сторону России и подумав решил вернуться в Москву и там спрятаться. По дороге (договорились за 20 тыс. рублей) я решил что приехав в Москву переночую на вокзале, но там увидел женщину, предлагавшую квартиру в найм. Я снял однокомнатную квартиру за 3000 рублей. В районе улицы Подбельского. Сейчас я принял решение о явке с повинной, потому что понял, что совершил преступление по заказу грузинской политической элиты, а я считаю себя патриотом».

Явка с повинной стала для меня дорожной картой. Следуя ей, мы с Чанидзе, выйдя из офиса ХИАС, расположенного по адресу Дашавская, 22 (а это типичный спальный район Киева), прошли через двор и оказались на улице Борщаговоской, на спуске с Индустриального моста, где и принялись ловить попутку. За целый час так и не нашлось желающих везти нас в Москву.

Далее. В явке с повинной Развозжаев говорит о синем «Форде», а в заявлении адвоката Бочевой указано, что его запихали в микроавтобус. Так вот, синий микроавтобус «Форд Транзит» — это «штатные автомобили» Следственного комитета. Они всегда дежурят на крупных митингах (с тонированными стеклами и без опознавательных знаков), а иногда встречаются на улицах Москвы с мигалками и в «боевой раскраске».

И вот еще что важно: Развозжаев при всем желании не смог бы определить цвет машины, которую он поймал. У него с детства диагноз «цветоаномалия», поэтому он не отличает оттенки и путает цвета, синий от зеленого, например, отличить не сможет. Если, конечно, не подскажут.

Впрочем, вернемся в Киев. Оттуда Развозжаев должен был отправиться в Харьков, поскольку в его загранпаспорте стоит отметка о прохождении пункта пограничного контроля «Гоптовка», на границе Харьковской (Украина) и Белгородской (Россия) областей.

Мы взяли билеты до Харькова, на экспресс. От Киева до Харькова 450 км на поезде и 483 км на машине. Ехали со скоростью от 100 до 150 км/ч примерно четыре часа, на выходе с харьковского вокзала взяли такси до Белгорода — до пограничного пункта ехать около часа.

Добравшись до Гоптовки, мы разделились, чтобы узнать, чем отличается процедура прохождения пограничного и таможенного контроля в зависимости от того, как человек пересекает границу — на автомобиле или пешком. Пешком пошла я.

Дорога вдоль погранпоста плюс очередь к паспортному контролю заняла примерно 15 минут, и мне поставили штамп в загранпаспорт. Столько же времени заняли процедуры на российском участке границы.

Руслану Чанидзе пришлось сложнее: его лицо почему-то оказалось знакомым сотруднику украинской погранслужбы. Он даже уточнил, давно ли Руслан проходил здесь контроль. Для Чанидзе это был первый подобный опыт. На российском паспортном контроле девушка минут пять листала загранпаспорт Руслана, затем предложила ему предоставить паспорт российский, чтобы не пачкать «загран» лишними печатями. Книжечку с «двуглавым» российские пограничники отксерокопировали. Еще примерно 2 часа проходил границу наш таксист. Мы доехали до ближайшего торгового центра Белгорода и вернулись обратно.

Теперь решили ехать уже на машине вдвоем. Чанидзе снова не повезло: нашим пограничникам показалось, что в его российском паспорте надорвана одна из страниц. Его уже было развернули обратно, но он предоставил «загран». У таксиста дважды проверили техпаспорт. А на украинской стороне нас встретили загадочной фразой: «Это опять они», — и тоже долго «пытали»: зачем нам в Харьков?

Между тем водитель рассказал, что такси от Харькова до Москвы стоит 400 долларов. А в Харькове есть огромный рынок «Барабаш», поэтому на этом участке границы — самое большое количество «контрабандных дорог»: вывезти можно все что угодно (и кого угодно).

А в аэропорту нас подвергли тщательному досмотру и опросу:

— С какой целью прилетали?

— Я адвокат, по своим адвокатским делам. А в чем проблема? — отвечал Чанидзе.

— Вы у нас тут в базу внесены….

На вопрос, в какую именно базу, не ответили, просто поставили печати.

По итогам этого эксперимента можно сделать несколько важных выводов.

Если Развозжаев и мог пройти Гоптовку 19 октября (именно это число стоит на штампе в его загранпаспорте), то это случилось бы лишь поздно вечером (см. затраченное нами время на дорогу). Но практически в спальном районе Киева невозможно поймать машину до Москвы, при этом уговорив водителя ехать через Харьков. Один случай из нескольких тысяч, быть может.

Если Развозжаев прошел Гоптовку пешком, это много упрощает расследование: данный пропускной пункт оборудован видеокамерами под завязку (сделано к Евро-2012). Запросите видео — и все.

Далее. В паспорте Развозжаева есть отметка о прохождении украинской границы с надписью «Гоптiвка», а вот штампа о прохождении российской границы с наименованием населенного пункта «Нехотеевка» нет. Есть два варианта. Первый: на паспортном контроле ему могли предложить не марать паспорт печатью, а дать российский паспорт. Второй вариант: Развозжаева вывезли по одной из "контрабандных дорог". Чтобы не было проблем, силовики поставили в Гоптовке отметку о пересечении границы, а с нашими уже не церемонились — сразу материализовали Развозжаева в кабинете следователя Габдулина.

И главное: версия Следственного комитета о добровольном пересечении Развозжаевым границы несостоятельна уже потому, что на суде по мере пресечения среди документов, приложенных к делу, был назван и тот, согласно которому он был объявлен в федеральный розыск, дата — 17 октября 2012 года (за два дня до пересечения границы). Я проверила на себе: на погранпостах в Гоптовке и в Нехотеевке очень тщательно изучают паспорта, сверяя с базой данных. И уж, естественно, российские пограничники не могли бы не заметить, что человек, который пытается попасть в Россию, уже два дня как в федеральном розыске. Его бы попросту задержали и доставили безо всякого такси в отделение полиции. А сбежать невозможно: охрана, высокие заборы и везде видеокамеры.

Может быть, именно поэтому российские правоохранители и не хотят проводить реальную проверку обстоятельств появления Развозжаева в Москве, отказываясь приобщать копии документов, которые уже принял вместе с жалобой адвокатов Страсбургский суд.

«Новой газете» же ФСБ (в ведении которой находится и пограничная служба) по поводу похищения или задержания Развозжаева ответила одним предложением: «ФСБ России информацией в отношении задержания Л. Развозжаева в г. Киеве не располагает».

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow