СюжетыПолитика

Немного Ketchum в холодной войне, или «Для распространения понимания о российской действительности»

Российская Федерация продлила контракт с западной пиар-фирмой, улучшавшей имидж нашей страны с 2006 года: от добра добра не ищут, несмотря на то, что образ России все эти годы только ухудшался. «Новая» обнаружила некоторые документальные свидетельства этого события.

Этот материал вышел в номере № 141 от 12 декабря 2012
Читать
Российская Федерация продлила контракт с западной пиар-фирмой, улучшавшей имидж нашей страны с 2006 года: от добра добра не ищут, несмотря на то, что образ России все эти годы только ухудшался. «Новая» обнаружила некоторые документальные свидетельства этого события.
Изображение

Словом, вроде бы администрация президента стала искать другого партнера по улучшению неулучшаемого: в сентябре пошли сообщения, отчасти подтвержденные пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, о том, что контракт с Ketchum не будет продлен. Но уже в конце ноября было сообщено, что Ketchum продолжит движение к своему успеху в этом безнадежном, но явно не безденежном деле. Представители компании, по данным «Новой», успели поучаствовать в аналитическом обеспечении встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель 16 ноября, занимаются пиар-сопровождением саммита Россия — ЕС, который пройдет в Брюсселе 21 декабря, получили задание на переформатирование Валдайского клуба.

К тому же тут удачно подверсталось председательство России уже в «двадцатке». Судя по медиаплану освещения первых шагов этого самого председательства (имеется в распоряжении редакции), пока Ketchum к этой работе не подключен. Да и деньги, судя по всему, уже распределены наилучшим образом. Смета на выполнение работ по пиар-сопровождению председательства (имеется в распоряжении редакции) составляет 37 262 692,46 миллиона рублей с учетом НДС (если не считать 105 923 220,00 рублей на создание фотохостинга, то есть, говоря по-русски, всего того, что связано с фоторядом саммита G20, который пройдет в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге).

Скажем прямо, стоимость некоторых работ сильно завышена. Например, «стартовый анализ информационного поля вокруг саммита G20 в России по российским и зарубежным СМИ… за период с января 2012 года» стоит 850 000,00 рублей. Есть ощущение, что какой-нибудь вольный хлебопашец-фрилансер, щебечущий на трех-четырех европейских языках, сделал бы эту работу дня за два и долларов за 200. Но что поделаешь — государственный размах! Или вот такая, например, позиция: «Организация не менее 5 публикаций в блогах… популярных авторов с количеством читателей не менее 1000». На эти цели выделено 500 000,00. Получается, что один достойный внимания Старой площади блогер, по капле выдавив из себя фитюльку про прелести председательства, будет облагодетельствован в размере ежемесячной зарплаты директора департамента какой-нибудь успешной компании или редактора отдела небедного издания. Как говорилось в иные времена: «Широко шагает Азербайджан!»

Так что все эти миллионы пролетают мимо Ketchum. Однако иностранным аген… то есть, простите, буржуазным специалистам, будет чем заняться на бескрайних просторах нашей родины.

«…распространение материалов администрации»

На днях в Москве по приглашению журнала «Россия в глобальной политике» побывал классик аналитической журналистики, трижды лауреат Пулитцеровской премии, колумнист New York Times, автор метафоры о «плоском мире» Томас Фридман. Этот невысокий артистичный человек, называющий себя «левоцентристским выходцем из Миннессоты 1950—1960-х годов», квалифицировал российское посольство в США как «черную дыру». Во всяком случае, Фридман достаточная мировая величина, чтобы хотя бы кто-нибудь из тех, кому поручено информировать американское общественное мнение о России, что-нибудь когда-нибудь ему сообщил. Ни-ког-да! Собственно, надо понимать, что бойцы из Ketchum тоже предпочитают не искать сложных путей. В середине ноября, как пишет газета Moscow Times, в американской прессе было сообщено о нескольких «положительных» материалах о России, которые за последние два года были опубликованы на сайтах CNBC и Huffington Post без указания на то, что это сделано с подачи Ketchum. То есть речь шла о технологии, которую кто-то кое-где у нас порой использует здесь, в России, питая «сливами» несколько небрезгливых или гордящихся своей близостью к кремлевским райтерам изданий.

Это вот кто кого научил плохому — американцы нас или мы американцев? Глобализация стерла различия. «Мир — плоский», как и было сказано…

Но вот 12 ноября в подъезде 4а Старой площади, помнящем неуспокоенные тени работников ЦК КПСС, в кабинете 352 прошла встреча пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова с приданными ему восемью чиновниками двух департаментов Кремля и одного белодомовского и семью представителями Ketchum, включая гендиректора компании «Кетчум Маслов» Михаила Маслова (фирма «Маслов PR», многолетний партнер американцев в России, была куплена компанией Ketchum в 2010 году, что свидетельствует об уверенности западных пиарщиков в устойчивости «клиентской базы» в России).

Четвертый пункт материалов «К встрече…» так и называется — «Подготовка и распространение в иностранных СМИ материалов администрации». Может быть, речь как раз и идет о том самом «размещалове» текстов? Только не в виде колонок Тома Фридмана, разумеется. Один из подпунктов и вовсе поражает воображение: следовало во время исторической встречи выяснить «возможности иностранных партнеров по координации работы в России корреспондентов иноСМИ». Ничего себе: получается, что у нас тут в качестве собкоров иностранных изданий трудятся коллеги, либо добровольно сильно любящие российскую власть, либо…


«Стало сложнее действовать…»

Восьмой пункт материалов «К встрече…» называется «Работа компании с российскими дипломатическими представительствами за рубежом». То есть с теми самыми — по-фридмановски — «черными дырами», самодостаточными бетонными конструкциями, от которых не исходит ни одного намека на «мягкую силу».

Изображение

Разумеется, есть в материалах и упоминание готовности информационно реагировать на гнусные происки и беззастенчивую клевету — упоминается такая форма, как «письма редактору»: так что редакторам op/ed (мнения и комментарии) полос мировых газет следует ожидать шквала хорошо темперированных разгневанных посланий в защиту российской власти.

Надо оговориться: ничего особенного в этой работе нет — банальное пиар- и медиапланирование. Рутина по линии заказчик — исполнитель. Если бы не специфика заказчика, который называется Россия. И как справедливо указано во вполне качественной двуязычной аналитической записке «Справочный материал (Briefing note) к российско-германским межгосударственным консультациям на высшем уровне» (а они, включая встречу Владимира Путина и Ангелы Меркель, прошли 16 ноября в Кремле), «традиционным сторонникам» российско-германских связей «стало сложнее действовать, поскольку нужно больше доказательств, больше данных, политических программ, законодательных инициатив, которые продемонстрировали бы, что Россия по-прежнему находится на правильном пути… у западных обывателей все больше складывается впечатление о том, что Россия движется вспять».

Это замечание, сделанное аналитиками Ketchum и их партнерами из европейской коммуникационной фирмы G+Europe (эта компания с главными офисами в Брюсселе и Лондоне, судя по всему, тоже продолжает работать на заказчика по имени Российская Федерация), относится в целом к пиару России. Пока не изменится политика — не поменяется и имидж. Сколько бы денег ни было вбухано в коммуникационные услуги…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow