КолонкаПолитика

Чтобы ГЛОНАСС оказалась всерьез полезной, одних постановлений Минтранса явно недостаточно

Этот материал вышел в номере № 142 от 14 декабря 2012
Читать

Глава Росавиации Александр Нерадько в письме правительству РФ заявил, что ГЛОНАСС-оборудование, которым по распоряжению Минтранса должны оснащаться все российские воздушные суда, не приносит никакой пользы. Это заявление может показаться неожиданным, но оно всего лишь озвучивает давно известный специалистам факт: решение об установке систем ГЛОНАСС было чисто политическим. Технические причины для внедрения спутниковых систем навигации на борту воздушных судов в нашей стране пока отсутствуют чуть более чем полностью.

Газета «Известия», в распоряжении которой оказалось письмо Нерадько, указывает на то, что для небольших авиакомпаний такое распоряжение может оказаться просто разорительным. Именно для малых судов приказом предусмотрена первоочередная установка аппаратуры ГЛОНАСС (до 1 января 2015 года), но стоимость системы вместе с установкой может быть сравнима с остаточной стоимостью самого судна. Кроме того, установка заставляет изымать борт из обращения на месяц и более, что само по себе вполне может привести компанию-владельца двух-трех самолетов к банкротству.

Но самое главное, конечно, то, что дорогущие спутниковые системы навигации на воздушные судах оказываются просто ненужными. Радиус действия обычных наземных радиолокационных систем, которыми снабжены практически все аэродромы на свете, — около 500 километров, чего достаточно, чтобы перекрыть все районы Земли, где протекают обычные воздушные трассы. Оборудование для этих систем — и наземное, и бортовое — в различных вариантах входит в стандартную комплектацию аэродромов и самолетов, для него разработаны типовые инструкции, подтвержденные десятками лет авиационного опыта.

А для спутниковых систем навигации GNSS (это обозначение употребляют, когда имеется в виду не только GPS) такого опыта пока еще не накоплено. Недостаточно и аэропортов, укомплектованных наземным оборудованием, без которого использование систем GNSS на борту становится совсем бессмысленным. В 2009 году исчезновение над Атлантическим океаном самолета компании Air France с 228 пассажирами, оказавшегося за пределами видимости авиационных радаров, заставило отрасль зашевелиться и вспомнить о спутниковых системах. Но лишь недавно, в феврале 2012-го — позже российского Минтранса! — Конгресс США принял закон об оснащении самолетов гражданской авиации системой GPS.

Считается, что сейчас соответствующей аппаратурой оснащены 2,5 тысячи гражданских аэродромов в США из общего количества порядка 13 тысяч — то есть около 20%. И этого явно недостаточно, чтобы американские авиакомпании, засучив рукава, бросилась менять привычные и отработанные радиолокационные средства на спутникового кота в мешке. Инициатива Конгресса, конечно, ускорит этот процесс, но ждать полного перехода на спутниковые системы в ближайшее время явно не стоит.

Читатель, конечно, догадался, к чему я веду. В России аэродромов на пару порядков меньше, чем в США, — 236. О том, как идет внедрение оборудования спутниковой навигации на них, можно понять из доклада Коллегии Росавиации «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2011 году и основных задачах на 2012 год». Цитирую: «В рамках реализации ФЦП«Глобальная навигационная система» в 2011 году 20 аэропортов гражданской авиации оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС (GBAS), которые позволяют обеспечивать заход на посадку воздушных судов с использованием сигналов спутниковых навигационных систем. Таким образом, общее количество установленных изделий стало 37 единиц, но остается нерешенной проблема с их вводом в эксплуатацию, из-за отсутствия необходимой аппаратуры летного контроля».

Как указывает в журнале Aviaglobus доцент Петербургского университета ГА Анатолий Владимирович Липин, экономически очень даже обоснованно внедрение спутниковых систем захода на посадку в небольших аэропортах, где радиолокационные средства достаточного уровня оказываются слишком дороги. Но вот как раз среди этих самых «37 единиц» почему-то ни одного такого аэродрома не числится. В результате российские авиаперевозчики оказываются полностью лишенными стимула к обновлению, а навязанные средства ГЛОНАСС абсолютно бесполезными.

Есть, впрочем, одна область, где российские пилоты давно и с удовольствием используют спутниковую навигацию: это полеты в малообитаемых районах Крайнего Севера и Сибири. Но системы для этой задачи хоть и носят гордое название «авиационных», отличаются от обычных автомобильных навигаторов разве что некоторой спецификой и уровнем исполнения. Для того чтобы ГЛОНАСС оказалась всерьез полезной в этой области, одних грозных постановлений Минтранса явно недостаточно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow